Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

мичным уже потому, что блокирует любое проявление нового и непривычного. Слово «механика» (mehanica), являющееся производным от греческого т. е. «изобретательный» или «хитрый», непременно удерживает в себе смысл «хитрос­ ти» и «искусственности» подавления человеком в пространстве своего жизненного мира любых проявлений спонтанности и новизны. Собирая себя в концептах мифов и идеологем, мы, с одной стороны, неизбежно блокируем любые феноменальные проявления жизни, но, с другой стороны, становимся все боль­ ше зависимы от таких механизмов и механики вообще. Вплоть до того, что не можем без них обойтись. Кстати сказать, феноме­ нальность и жизненность существующего, т. е. его возможность развиваться и раскрывать в своем развитии новые и всегда не­ привычные грани себя, древними греками связывалась с авт о­ матизмом. Слово «автомат» (греческое сшторсхтод) и означает «сам собой движущийся» или «само собой случающееся». Современное сближение значений СЛОВ Отказ человека от мира «механизм» и «автомат», как и их нередкое отождествление, до­ статочно показательны. Показательны именно своей невоспри­ имчивостью к феноменоменальному аспекту жизни, связанно­ му с трудностью допущения всего нового и самостоятельного, т. е. того, что как-то сопротивляется контролю человека, и с на­ мерением избавиться от любых антиномий в параметрах свое­ го жизненного мира. Процедура инструментализации и тех­ низации связана с блокированием всего неожиданного, т. е. то­ го, что определяется само собой, но не нами как субъектами. В результате все феноменальное в этой своей «самооснователь- ности» и «самоосновываемости» воспринимается в качестве то­ го, что человеку необходимо приручить, пусть даже и ценой больших затрат. На таком основании и осуществляется отож­ дествление «автомата» с «механизмом», оценка первого как второго. Вопрос же о том, можно ли считать такую жизненную среду миром, остается открытым, в том числе и потому, что он не ставится или замалчивается. Попутно обратим внимание на то, что Спонтанность мышления греки тяготели к такой форме организа- « пульсация мира ции своих философских текстов, которая могла отразить в себе натиск мышления и, неся его порыв, не перерождаться в кон­ цептуально выверенную и удостоверяемую сознанием ткань 1 6 звы 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz