Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ЖИЗНЬ В ЯЗЫКЕ и я з ы к в ж и з н и Антиномии языка Насколько удается проследить в России, впер- U антиномии жизни в ы е в ПОЛНЫЙ голос о языковых антиномиях и антиномичности языка начал размышлять П. А. Флорен ский1. В своем видении антиномичности языка отечественный мыслитель опирался на идеи В. фон Гумбольта, X. Штейнталя, А. А. Потебни, В. Анри. Между тем, с точки зрения Флоренско го, «всякое живое мышление опирается на противоречие и жи вет им», и «чем оно жизненнее, тем острее противоречие» (кур сив мой. — А. С.)2. Таким образом, антиномичность понимает ся как свойство, присущее всему живому. Блокирование антиномий Если в отношении к механизму характе- и их продление: феномены ристика антиномичности приложима механизма и автомата JQRbKO в о т р и ц а т е л ьнОМ отношении, ТО развитие жизни предполагает антиномии, а потому способно пониматься в позитивном ключе. Здесь стоит особо обратить внимание на то, что все живое ((Зюс) не может не выявлять но вых и непривычных оснований, затрагивающих уже имеющееся и существующее в параметрах мира. Напротив, введение чело веком внутрь своего жизненного мира определенных механиз мов, благодаря которым он оказывается в состоянии собрать в одной точке (в одном месте) действия разнообразных законо мерностей и предстать их хозяином, не может быть антино- 1 См.: Флоренский П. А. У водоразделов мысли: (Черты конкретной метафизики) //Флоренский П. А., священник. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М., 1999. С. 141— 185. 2 Там же. С. 468. 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz