Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ным из мира (а по сути дела так, собственно, и происходит), то ему не остается ничего другого, как только стремиться из по­ следних своих сил к учреждению практики соответствия мира себе. Мир «переводится» к натуре, и сведенный к «естеству» предстает набором естественных энергий и столкновением раз­ ных сил. Мысль внутри неразвитого языка, не имея возможно­ сти для выхода из души человека, обречена к тому, чтобы быть замкнутой. Без отсутствия артикуляционных средств она, толь­ ко возникнув, тотчас же пропадает. А если иметь в виду связь артикуляции мысли посредством языка с артикуляцией дейст­ вий человека через мысль, воплощением которой в устройстве общества становятся различные социальные институты (про­ блемы разнообразных типов этой связи в разных культурах мы сейчас не касаемся), то положение дел явно усугубляется. Частный я зы к Язык Розанова дает мысли сохраняться не как я зы к своего мира в связи с тем, о чем она сообщает, а просто позволяет быть. Быть в качестве таковой. Как мысли в себе. И потому мысль Розанова трудно привязать к сообщению, к знаку даже в том случае, когда она вызвана к своему бытию конкретным событием времени. Мысль Розанова — какая-то от всего, что обнимает собой и содержит в себе время, отвязан­ ная и оторванная. Она — феномен, не дающий скучать и жаля­ щий наше мышление. И возможно, именно потому, что такая мысль не является чем-то производным от тех обстоятельств, с которыми ее, вроде бы, надо соотносить, она так нас притя­ гивает и привлекает. Видимо, опыт такой радикализации мыш­ ления на отечественной философской почве уникален, хотя на поэтической российской ниве подобное встречалось чаще. Пожалуй, можно сказать, что один Розанов выговаривает собой и из себя мир, — мир мысли и мышления, тогда как другие пре­ имущественно говорят и рассуждают об этом мире с позиций сознания. Внутри концепции мысль не может не сломать себе крылья: торчащий и перпендикулярный по отношению к жиз­ ни избыток смысла, будучи концептуально продуманным, из­ ламывается, вынуждаясь к согласованию с другими мыслями, понимаемыми уже в качестве концептуальных построений. Мысль всегда рискует потонуть в измышлении, но относитель­ но легко это совершается в условиях отсутствия прецедента 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz