Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

редким натурам, связывающим себя именно со своим словом, как это и произошло с Розановым. Умению пребывания в сво­ ем слове, сопряженному с присутствием в себе, предшествует доверие к своему месту и своему времени в жизни. Доверие — наперекор всем, не от себя исходящим обстоятельствам и в аль­ тернативу разнообразным рациональным аргументам, проис­ текающим от мира. Розанов реально противостоял развертывающейся и все более крепнувшей в эпоху Нового времени «диктатуре публич­ ности», или «диктатуре общественного мнения», непосредст­ венно затрагивающей язык человека и сферу его взаимоот­ ношений со словом. О том, что со словом мира происходит серьезнейшая метаморфоза, когда «язык идет под диктатуру публичности», а взаимоотношение слова и бытия «остается скрытым под господством субъективности», размышлял не только Хайдеггер39. У нас, в России, это было хорошо понятно и Розанову. Конечно, ни в коем случае не следует свя- Обращение к языковой зывать поиски своего языка, направленные примитивизации в деле на обретение своего мира, с непременным поиска своего языка и чуть ли не обязательным действием по примитивизации об­ щепринятого языка, который, как мы можем предполагать, бу­ дет более развит. Бедный язык не является указанием на то, что перед нами частный язык, последний, как показывает история, может быть намного более совершенным. Сегодня можно уви­ деть, что обедненный и примитивный язык становится осно­ вой сближения людей и средством коммуникации ими своего жизненного опыта или, если честнее сказать, средством комму­ никации безжизненности. Из сказанного выше понятно, что такой язык не способен быть стабилизирующим условием веч­ но изменяющегося, а потому и нестабильного мира. Неразвитый язык не «справляется» с предложенными ему миром значения­ ми, так как внутри него ощущается острый недостаток в арти­ куляционных средствах для выявления тех или иных смыслов. Бедность языка суживает мир до немира, т. е. мира теней и по­ добий. И если в таком случае человек оказывается выброшен- 39 Хайдеггер М. Время и бытие. С. 195. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz