Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
редким натурам, связывающим себя именно со своим словом, как это и произошло с Розановым. Умению пребывания в сво ем слове, сопряженному с присутствием в себе, предшествует доверие к своему месту и своему времени в жизни. Доверие — наперекор всем, не от себя исходящим обстоятельствам и в аль тернативу разнообразным рациональным аргументам, проис текающим от мира. Розанов реально противостоял развертывающейся и все более крепнувшей в эпоху Нового времени «диктатуре публич ности», или «диктатуре общественного мнения», непосредст венно затрагивающей язык человека и сферу его взаимоот ношений со словом. О том, что со словом мира происходит серьезнейшая метаморфоза, когда «язык идет под диктатуру публичности», а взаимоотношение слова и бытия «остается скрытым под господством субъективности», размышлял не только Хайдеггер39. У нас, в России, это было хорошо понятно и Розанову. Конечно, ни в коем случае не следует свя- Обращение к языковой зывать поиски своего языка, направленные примитивизации в деле на обретение своего мира, с непременным поиска своего языка и чуть ли не обязательным действием по примитивизации об щепринятого языка, который, как мы можем предполагать, бу дет более развит. Бедный язык не является указанием на то, что перед нами частный язык, последний, как показывает история, может быть намного более совершенным. Сегодня можно уви деть, что обедненный и примитивный язык становится осно вой сближения людей и средством коммуникации ими своего жизненного опыта или, если честнее сказать, средством комму никации безжизненности. Из сказанного выше понятно, что такой язык не способен быть стабилизирующим условием веч но изменяющегося, а потому и нестабильного мира. Неразвитый язык не «справляется» с предложенными ему миром значения ми, так как внутри него ощущается острый недостаток в арти куляционных средствах для выявления тех или иных смыслов. Бедность языка суживает мир до немира, т. е. мира теней и по добий. И если в таком случае человек оказывается выброшен- 39 Хайдеггер М. Время и бытие. С. 195. 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz