Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
сти от этого никуда не исчезает; наоборот, она обостряется. В культуре может быть сформирован аппарат поддержания та кой уединенности человека в себе, который является в основе своей механизмом действия языка, допускающего функциони рование слова, непосредственно исходящего от человека и вы ражающего то, что происходит именно с ним. Тексты для себя В архаических обществах действие описывае- u тексты для другого мых механизмов было способно заявить о се бе в таких феноменах культуры, как религия или грамматика языка. При универсализации жизненного опыта и тиражирова нии форм, пригодных для его трансляции, единству человека в себе и для себя не остается ничего другого, как создавать осо бого рода тексты. Тексты для себя, посредством которых он способен собрать и длить свое присутствие. Несомненно, что такие «угловатые» тексты с трудом будут вмещаться в культу ру: места для них цивилизацией не оставлено. И требуется большая сила воли, чтобы не отказаться от них вообще. Оста ется удивляться таланту и мужеству тех, кто способен заставить считаться с такого рода текстами, сформованными из сугубо своих слов. В этом смысле показателен опыт Розанова, колорит ность и насыщенность «уединенного» слова которого заставля ла считаться с собой не только его современников, но и после дующие поколения. Слово Розанова Но в первую очередь удачность стиля для выраже ния своего слова заставила обратить на себя внимание самого Розанова. Известно, что, сохраняя авторскую манеру своего слова и своего лица, найденную им в «Уединенном» (1911), он пронес бережное отношение к индивидуальному слову и в дру гих произведениях: «Опавших листьях» (Короб первый — 1913 год и Короб второй — 1915 год), «Сахарне» (1913), «Мимо летном» (1915), «Последних листьях» (1917). Следует принять во внимание то обстоятельство, что чем ближе человеку найденное им, а потому и свое слово, тем менее внятно оно для окружающих. И насколько мы стремимся со стояться в мире собственных слов, настолько же мы, возможно, не встраиваемся в мир общепринятого и нормативного языка. Видимо, характеристики «талантливости» и «мужественности» не в полной мере отражают положение дел, которое присуще 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz