Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Возвращаясь К проблеме существования Н екоторые тенденции границ между мировым и моим словом, в развитии современного заметим следующее. Без таких «перемы­ чек» человек, будучи не в состоянии увидеть различие между языками, не воспринимает ни специфику своей жизни, ни из­ мерение жизни мира. Сегодняшняя тенденция стирания языко­ вых барьеров, заявляющая о себе повсеместно, начиная с фено­ мена Global English и заканчивая нивелированием языков ули­ цы и аудитории, опасна именно тем, что не позволяет хранить индивидуальные артикуляции, внутри которых только и может раскрывать себя наш, ни на что и ни на кого не похожий мир. Намерение снять все барьеры в деле коммуникации чего угод­ но с чем угодно понятно: сказываются экзальтация и опьяне­ ние вином антропологической свободы, когда мир предстает лишь совокупностью объектов, удостоверенных сознанием субъекта, чем-то подобным замкнутому пространству, в отно­ шении которого человек находится изначально в привилегиро­ ванном положении. Но в этом случае мы рискуем не заметить мир. Перескочить через него. И, кажется, ширящаяся и углуб­ ляющаяся коммуникация обнажает, что обмениваться-то нам, собственно, нечем. Обмен пустотой, т. е. нашим в себе непри- сутствием, который к тому же как-то дозируется и технологи- зируется, обнажает пустоту и нищету наших душ. Расплатой за утрату мира становится потеря самих себя. Таким образом, из­ мерение артикуляции тех или иных значений, через которое обретается смысловое измерение нашей жизни, нуждается в обязательном отграничении своего слова от чужого. Причем различные языки могут развиваться только в континууме ничьих слов. Слов мира. Языка людей. ОП ЯТЬ же ПОНЯТНО И другое: встраивание ЖИЗНИ Уединенное слово человека в ритм цивилизации сопряжено с утратой или огра­ ничением внутреннего мира человека, в том числе и установле­ нием определенных барьеров для его индивидуального слова. Дело в том, что такое слово, слово Я, исходящее из уединения человека в себе и присутствия в первую очередь в своем мире, оказывается «занозой» в теле общества. И ради превалирова­ ния общественного над индивидуальным от своего слова при­ ходится отказываться. Однако проблема сохранения уединенно- 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz