Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ва и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе и высказывая [их] так, как они есть»35. Тот же Гераклит отме чает, что, находясь в «непрестанном общении» с Логосом, че ловек находится с ним, как правило, «в разладе»36. Речь и идет, как видно, об онтологическом зазоре между сущим и бытием, о различении языка сущего и языка бытия в языке, которым каждый устраивается в мире и в себе самом. Тексты и наше Итак, с одной стороны, в тексте и посредством пребывание в мире текста человек выявляет свое пребывание внут ри мира, но, с другой стороны, этим же устанавливает его при сутствие в себе. Языковые действия и порождаемые ими тексты оказываются «остановками» мира, его установлениями, в глу бине которых можно расслышать и увидеть ритм смены мир ского и немирского. Значит, текстами мы стабилизируем мир и только потому способны нести его на себе. Способны его вы носить. Выносить изнутри наружу. И многие напряжения и кол лизии языка, благодаря которым образуются складки особен ного измерения жизни каждого человека и его структура, опре деляются пульсирующим сопоставлением Логоса с нашим собственным словом и противопоставлением их друг другу. Опять же, как подчеркивает Гераклит, «кто намерен говорить [= «изрекать свой логос»] с умом, те должны крепко опираться на общее для всех»37. Свойственную нам способность рационализации можно ос мыслить как средство торможения или ускорения мирового языка: за счет замедления или увеличения движения Логоса, а также коррекции его топологии и конфигурации нами обре таются языковые ниши, где мы можем попасть в себя. И понят но, что существует проблема «встраивания» нашего слова в рит мику мирового слова и присущих ему вариантов артикуляции разных значений — без этого никакого смысла в принципе человек образовать не может. Этим мы встраиваемся в мир. Мудрость, по мнению Гераклита, и состоит в том, чтобы «знать все как одно»38. 35 Гераклит //Фрагменты ранних греческих философов. С. 189. Фр. 1. 36 Там же. С. 191. Фр. 4. 37 Там же. С. 197. Фр. 23. 38 Там же. С. 199. Фр. 26. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz