Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Такое приобщение к настроениям мира не могло, да и не мо­ жет носить характер осознанного, ибо осознания здесь как раз и нет. Нет потому, что способность осознания у нас появляет­ ся только в отношении того, что нами рефлексивным образом контролируется, но в отношении к молнии это сделать невоз­ можно. Вероятно, каким-то соответствием ей может стать мол­ ниеносность нашей мысли, да и то отчасти, вот почему перио­ дически возникающие рассуждения о том, что те или иные государственные деятели осознанно «выстраивали» российскую историю, лишены, на наш взгляд, всякого смысла. Опять же чрезвычайно важными у нас в России оказываются именно настроения и фактор соответствия им человека. Настроения в русском мире выполняют ту же роль, что и механизмы циви­ лизации общества на Западе, как, например, право, т. е. роль резонирующих технических инструментов, способных не дать отдельным и частным действиям людей пропасть бесследно и впустую, но, напротив, способных консолидировать их в еди­ ной направленности на общее дело. Но как соответствовать молнии? И возможно ли сделать это? Ведь, как размышляет вслух Мамардашвили, «молний истины нельзя растянуть в долгое и ровное Солнце, которое само по себе было бы подвешено на небосклоне без нашего уси­ лия и гарантировано, на достаточно долгое время, освещало бы нам вещи и людей, то есть показывало бы нам истину»34. Ответы на ЭТИ трудные И коварные вопросы фи- Логос Гераклита лософская мысль в лице Гераклита связывает именно с тем об­ стоятельством, что человек — существо языковое. Логос (Доуод), исходя из греческого, способен пониматься нами как Речь, Говор, Сказ, Закон, а также, вероятно, как Значение, Текст или Артикуляция знаков. Таким образом, он является стабили­ зирующим условием мира. «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды, — отмечает Гераклит. — Ибо, хотя все [люди] стал­ киваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие сло- 34 Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». С. 394 (ср.: С. 18). 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz