Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ния человеческого существования, включающее жертву самой инстанцией мышления. Интересно, что ни французская, ни ан­ глийская философские традиции, как правило, не шли на жерт­ ву размышляющей инстанцией: все аналитические рейды здесь имеют начало и конец, замыкаясь на том, кто осуществляет размышление. Напротив, немецкий или русский философ при определенных условиях идет на это, будучи захваченным р а з­ махом мысли, стремящейся выявить свое основание, который проделывается иногда на столь глубоком пределе, что грозит подмять под себя и саму мысль, и мыслящего. И русская, и не­ мецкая философия отпускают мысль на такую глубину, что да­ же сфера фактического и измерение фактичности для нее не предстают уже чем-то самоценным. В результате «периодичес­ кое» принесение в жертву инстанции мышления оборачивается необходимостью введения в оборот «дополнительных» проце­ дур, позволяющих синтезировать отдельные ее составляющие воедино и связывать мышление в моментах его разрыва посред­ ством действия онтологического «уравнивания». Для этого в фи­ лософский обиход обязательно вводится какой-либо понятий­ ный оператор, служащий основанием такого рода синтезов. Возвращаясь к осмыслению понятия све- свет как зазор и пауза та И ПОДВОДЯ промежуточный ИТОГ, МОЖ- в существовании: наше НО сделать вывод О ТОМ, ЧТО свет (молния, взаимодействие с целост- , * ностью мира огонь, гроза) способен пониматься в каче­ стве зазоров и пауз в нашем настоящем, где мы только и можем столкнуться с целостностью нашего бытия в мире и как-то в нем расположиться. Немаловажно и то, что посредством этих феноменов человек, получая «передышку» в бытии и мире, способен попадать в свой собственный мир, характеризующий­ ся разрывом всех связей с тем, что к нему не имеет прямого от­ ношения. Значит, понятие света оказывается методологически состоятельным средством приостановки действия всего того, что порождается, порождено или будет порождаться нами как субъектами. Особенно заметим, что молниеносность можно Молниеносность считать устойчивым признаком именно россий- как русский способ ского восприятия положения дел в мире. Это, на отношения к миру наш взгляд, особенно заметно в повседневно-бытовом отноше­ нии к событиям с фиксацией их протекания в форме «авось» 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz