Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ния человеческого существования, включающее жертву самой инстанцией мышления. Интересно, что ни французская, ни ан глийская философские традиции, как правило, не шли на жерт ву размышляющей инстанцией: все аналитические рейды здесь имеют начало и конец, замыкаясь на том, кто осуществляет размышление. Напротив, немецкий или русский философ при определенных условиях идет на это, будучи захваченным р а з махом мысли, стремящейся выявить свое основание, который проделывается иногда на столь глубоком пределе, что грозит подмять под себя и саму мысль, и мыслящего. И русская, и не мецкая философия отпускают мысль на такую глубину, что да же сфера фактического и измерение фактичности для нее не предстают уже чем-то самоценным. В результате «периодичес кое» принесение в жертву инстанции мышления оборачивается необходимостью введения в оборот «дополнительных» проце дур, позволяющих синтезировать отдельные ее составляющие воедино и связывать мышление в моментах его разрыва посред ством действия онтологического «уравнивания». Для этого в фи лософский обиход обязательно вводится какой-либо понятий ный оператор, служащий основанием такого рода синтезов. Возвращаясь к осмыслению понятия све- свет как зазор и пауза та И ПОДВОДЯ промежуточный ИТОГ, МОЖ- в существовании: наше НО сделать вывод О ТОМ, ЧТО свет (молния, взаимодействие с целост- , * ностью мира огонь, гроза) способен пониматься в каче стве зазоров и пауз в нашем настоящем, где мы только и можем столкнуться с целостностью нашего бытия в мире и как-то в нем расположиться. Немаловажно и то, что посредством этих феноменов человек, получая «передышку» в бытии и мире, способен попадать в свой собственный мир, характеризующий ся разрывом всех связей с тем, что к нему не имеет прямого от ношения. Значит, понятие света оказывается методологически состоятельным средством приостановки действия всего того, что порождается, порождено или будет порождаться нами как субъектами. Особенно заметим, что молниеносность можно Молниеносность считать устойчивым признаком именно россий- как русский способ ского восприятия положения дел в мире. Это, на отношения к миру наш взгляд, особенно заметно в повседневно-бытовом отноше нии к событиям с фиксацией их протекания в форме «авось» 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz