Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нашего расчета не приходится. Стоит предположить, что имен­ но такую «физическую» и «хронологическую» неатрибутируе- мость измерения нашей встречи с бытием Хайдеггер пытался выразить оператором «ничто». Посредством него автор «Бытия и времени» стремился быть созвучным неприметной на пер­ вый взгляд мыслительной тональности X IX века, пока она ра­ зом и вдруг не стала явной в философском крике Ницше. Вопрос о нигилизме: Оставляя в стороне вопрос о нигилизме специфика немецкой и нигилистическом отношении к жизни, и российской философии КОторые стали симптомом европейской культуры и темой немецкой философии в последние два столе­ тия31, заметим только следующее. Нигилизм явился одной из важных составляющих не только немецкой, но и русской фи­ лософской культуры32. Именно немецкие и русские философы считали невозможным пройти мимо онтологического потен­ циала понятия «ничто». Возможно, именно этой онтологичес­ кой близостью объясняется «содержательная» связь немецкой и русской философских традиций, когда тексты одной тради­ ции (немецкой) находят благодатную почву в другой языковой среде, становясь осевыми центрами ее философии и культуры. В контексте подобной рецепции правомерно говорить о таких культурных феноменах, как «русский» Гегель или «русский» Шеллинг в XIX веке и «русский» Ницше или «русский» Хайдег­ гер в XX веке. Адекватность «русского» текста «немецкому», рассматриваемая сама по себе, здесь может и не иметь серьезно­ го значения ввиду самоценности «русского» текста вне отноше­ ния к породившему его оригиналу. Вместе с тем стоит особо подчеркнуть, что обратной стороной постановки проблемы нигилизма нередко становилось принесение в жертву измере- 31 О нигилизме как теме философии и культуры существует обшир­ нейшая литература. Укажем только на исследование А. В. Михайло­ ва, которое может служить обстоятельным введением как в сам предмет, так и в его отражение в литературе. См.: Михайлов А. В. Из истории «нигилизма» //Михайлов А. В. Обратный перевод. М., 2000. С. 537—623. 32 В качестве определяющей черты русской культуры и философии, в том числе и в онтологической связи его с радикализмом, ниги­ лизм рассматривался нами ранее. См.: Сергеев А. М. Россия и мир. 18—19,23,100— 104; Он же. Философия Чаадаева. С. 44—45, 79—80. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz