Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Особо надо выделить то, что намерение преобразо- Бросок в бытие вания себя и всего своего существа, связанное с обречением прежнего существования на сгорание, влекла и влечет мысли телей, часто оказываясь причиной их личной драмы и драмы их последователей. Благородная в своей основе цель нередко разбивается об отождествление инстанции света с конкретным носителем — вождем, учителем (фюрером) классов или наций, в результате чего решимость человека мысли, каким, собствен но, мнит себя каждый, занятый философией или поэзией, вбросить себя в бытие и связать с акультурным началом, спо собна обернуться антикультурностью и варварством. Примеры уходящего XX века в этом отношении довольно показательны. Тем не менее событие освещенности мира, кото- о б р а з света рое в новоевропейской философии в ситуации и сосредоточение доминирующего гносеологического крена надол- сущего на краю го ушло в тень и стало уделом преимущественно поэтического рассмотрения, сегодня привлекает к себе внимание именно сво им онтологическим потенциалом. Методология Гуссерля и глу бина мысли Хайдеггера вновь дают возможность обратиться к понятию света, а значит, к переосмыслению образов молнии, огня, грозы не только как метафорических средств и гипербо лических допущений, но как важнейших и потенциально про дуктивных тем философии. «Существование в мире в качестве света» понимается Левинасом «возможностью, находясь внут ри бытия, отделиться от него»29. Подчеркивается, что «свет — это событие приостановки, epoche; приостановки, состоящей в том, чтобы не компрометировать себя объектами или истори ей, с которыми связан или которую осуществляешь; всегда ос таваться внешним по отношению к этим объектам и истории, даже когда речь идет об истории самого бытия, приостанавли вающего историю»30. Констатируем и то, что место и время «схватывания» нами целостности бытия, т. е. само измерение совершаемого охвата, не могут определяться существующим. Они сосредоточены на его границе; на краю, когда под вопрос поставлено все наше существующее. И говорить о закономер ностях организации такого места и такого времени с позиций 29 Там же. С. 30. 30 Там же. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz