Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ради чего человек отваживался бросить все и решался, бросая себя, сгореть в нем. Накал метафизического Однако размышления об этом, как пра- слова и его приручение вило, соотносились с религиозно-миро- культурой воззренческим выбором самих размышля ющих, чем онтологическая проблематика и накал метафизи ческой мысли во многом принижались; принижались самим сопряжением размаха мысли с теми или иными образами и сравнениями. Утопание в метафорах и погружение в образ ную канву восприятия оборачивалось «приручением» мысли культурой, некой культурной адаптацией мышления. Вот по чему с некоторых пор, а точнее — с Нового времени, когда про цесс секуляризации мышления уже нельзя не воспринимать в качестве устойчивого момента, присущего его развитию, онтологическое продумывание света все больше подменялось гносеологической проблематикой, когда инстанция света наме ренно отождествляется со светом разума, которым обладает именно субъект. Пожалуй, важнейший толчок в этом отноше нии был дан Декартом в его рассуждениях о свете как позна нии, которое вносит в мир субъект, и в неизбежном сопряже нии такого знания, которым обеспечивается устойчивый по рядок в мире как порядок объектов, соотносимых между собой субъектом, с математикой. Это выразилось в представлении о mathesis universalis. Стоит согласиться с замечанием Левинаса о том, что теперь «освещенное пространство целиком сосредо точивается вокруг владеющего им разума, и «в этом смысле оно уже является своего рода результатом синтеза»26. Таково — пространство практически любого крупного новоевропейского философа, в частности Канта. Опять же, по меткому замеча нию Левинаса, «пространство Канта — сущностно освещен ное»27. Речь идет о том, что целостность мира, в котором могут существовать порядок, надежность и стабильность, связывает ся с «ролью синтеза апперцепции и ее целостности в конститу- ировании мира», в которую посвящен субъект и которая ему фактически придается28. 26 Левинас Э. От существования к существующему. С. 28. 27 Там же. 28 Там же. С. 29. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz