Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

с чутким улавливанием любого порыва своей души, собственно, и лежит в основе творчества Розанова. Добавим, что с таким «превосхождением» и «превышением» своего существования, а точнее — физических закономерностей, которым подчиняет­ ся наше существование, каждый сталкивается при совершении им поступка. Это хорошо понималось некоторыми другими российскими мыслителями, например, Бахтиным. Законы отечест- Несколько отходя в сторону, обратим внимание венной истории на ПрЯмую связь лучших мыслителей России с теми настроениями, которыми говорит мир. Россия — она вся от мира. Но, чтобы понять это, надо схватить важный специ­ фический аспект, связанный с тем, что мировая константа рус­ ской культуры являет себя в многообразном обращении к при­ роде. Нетрудно увидеть, что одним из наиболее значимых лейтмотивов русской поэзии, живописи, музыки является природа. В философии, казалось бы, нацеленной на построение все новых и новых метаязыковых образований, дело преодоле­ ния природного и вытеснения его общественным началом долж­ но становится доминирующей тенденцией. Так, собственно, и происходит. Однако пример Розанова показывает, что все не так просто и далеко не так однозначно. Говоря о его философии необходимо выделить ее явный пантеистический характер. Взгляд мыслителя, усматривающий связь всего и вся с природ­ ным началом, переносится на все мировые конфигурации, не встречая на своем пути никаких препятствий. Такая пантеисти­ ческая направленность мысли Розанова, столь редко встречаю­ щаяся в практике новоевропейской философии, особенно в X IX — XX столетиях, позволяет добиваться порою неожидан­ ных творческих побед. Она же позволяет говорить о мировом применительно к любым контекстам, даже тем из них, кото­ рые, будучи в плену концептуальных и ментальных схем, по­ рожденных новоевропейским философским сознанием, обыч­ но никак и никогда с миром не связывались. И в этом розанов- ская мысль есть мысль сугубо российская; мысль, созвучная лучшим образцам поэзии, музыки, живописи и деревянного зодчества, — словом, всей богатой палитре русской культуры. Поэтому-то Розанов выделяет значимость именно тех настрое­ ний, подпадая под которые человек сталкивается с предельнос­ тью и концентрированностью мира — с настроениями грозы 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz