Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
«частным» с этой точки зрения мешает идентификации, если только не становится господствующей установкой сознания благодаря ее культивированию. Тогда на этой основе способна быть сформирована определенная культурная практика отно шения человека к жизни. Видимо, такова во многом европей ская культура. Вместе с тем возможно и иное: «отдельное» мо жет быть принесено в жертву целому. И тогда культивируется отождествление себя с целым. Об этом в определенной мере можно говорить применительно к российскому обществу. Тело, мысль, Говоря об идентичности, заметим, что без отож- язык как формы дествления себя с какой-либо формой, в отно- нашей жизни шении которой у человека появляется возмож ность рассматривать свою жизнь в качестве определенного процесса взаимосвязанных содержаний в ее (жизни) простран стве и времени, ему существовать трудно. Именно благодаря таким формам «разное» в жизни человека выступает в качестве «взаимосвязанного» и «взаимообусловленного», а потому спо собно пониматься как жизнедеятельность. В результате человек приучается понимать себя основанием своей жизни и в каком- то смысле «приручать» свою жизнь и свой мир. Так что поис ком таких форм, форм «на вырост», человек озабочен, пока он жив. С одной стороны, в основе механизмов идентификации ле жит намерение человека соответствовать изменениям своего тела, т. е. его готовность принять вызов своего тела, что выра жается также в разработке и культивировании различных обра зов телесности, как и в соответствии их между собой. С другой стороны, человек стремится соответствовать и сво ей мысли, норовящей постоянно изменяться, что, собственно, и принуждает нас втягиваться в дело непрестанного отождеств ления себя с различными актами мышления и формами мен тальности, образующимися на их основе. И телесная, и мыс лительная идентификация проявляет себя в механизме язы ковой — речевой и письменной — деятельности. Язык, таким образом, оказывается пограничной и порубежной сферой, как объединяющей тело и мысль, так и их разъединяющей. Очень важно, в каких языковых образах при идентификации реализу ется внутренний мир человека и то, насколько эти образы мо гут ладить между собой, ведь часто их «неладность» и «вражда» 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz