Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ти и собранности мира; того, что есть здесь и сейчас. В «огне» мир дан весь целиком и сразу: нельзя оторвать и иметь часть мира; держать огонь также невозможно. Гераклит заостряет внимание на том, что мир жив. Эта «живость» огня связывает­ ся с присущей ему способностью постоянно изменяться. Живое и отличается от неживого, т. е. мертвого, тем, что способно от­ личаться от себя прежнего в каждый следующий момент вре­ мени. Но как в таком случае нам удается встраиваться в непре­ станно изменяющийся мир, быть в нем и ему — тому, что извечно отлично и несет в себе различение с собой же, — соот­ ветствовать? Как жить в огне, когда к нему страшно даже при­ коснуться, ибо рискуешь сгореть или, по крайней мере, быть опаленным? Устраиваться в мире — сродни устроению в мол- Устройство нии : никогда не знаешь, поспел или нет, так же (owra^ig) молнии как не знаешь, сгоришь или останешься жить. Собственно, и сам Гераклит связывает устроение человека в мире и в себе с расположением и обживанием в синтаксисе молнии, т. е. в ее «устройстве», «организации» и «артикуляции»: греческое auvxa^ig и есть «устройство» и «организация». А это само по себе чрезвычайно трудно: попробуй, расположись в «синтакси­ се молнии» и «шевелись» в ней, — рассуждает вслед за Геракли­ том и вместе с С.-Ж. Персом, О. Мандельштамом и М. Прус­ том, М. К. Мамардашвили15. «Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит», — формулирует свою мысль Ге­ раклит16. Размышляя об устройстве мира, он констатирует, что «всем этим — вот правит Перун»: под «Перуном» как раз и под­ разумеваются огонь, гром, молния17. И с этих пор, со времен Гераклита, мол- Образ молнии в философии ния — тема и символ философии, ее важнейшее понятие. Мол­ ния предстает для нас как напоминание света мира, чтобы мы, будучи в плену земных забот, когда наши глаза замылены зем­ ными устроениями мира, о нем — мире — не забыли. Похоже, 15 Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997. С. 5. 16 Гераклит //Фрагменты ранних греческих философов. С. 239. Фр. 82. 17 Там же. С. 237. Фр. 79. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz