Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Ясно, что проблематизация существа человека, совершаемая им в параметрах соответствия себя Логосу с целью найти в нем себя, является вопросом метафизическим. Оправдание таких крайних и проблематичных ситуаций в том, что они метафизи ческие. Вспомним, что, характеризуя существо той или иной метафизической позиции, Хайдеггер, например, выделяет че тыре аспекта. Согласно ему, «метафизическая позиция опреде ляется: 1 ) способом, каким человек в качестве человека являет ся самим собой, зная при этом самого себя; 2 ) проекцией суще го на бытие; 3) ограничением существа истины сущего; 4) тем, откуда человек каждый раз берет и каким образом он задает “меру” истине сущего»13. В дальнейшем, говоря об отличии бы тия от сущего, лежащего в основании метафизики, философ поясняет свою мысль следующим образом: метафизика опре деляется и конституируется разницей между сущим и бытием как тем, что принципиально нельзя представить в виде суще го14. Добавим, что все это приложимо, по нашему убеждению, и к языку. Я зы к существующего Испытывая свою языковую состоятельность и я зы к бытия и рИСКуЯ ею> поэты и философы наталкива ются на разницу между языком существующего и языком бы тия, а этим заостряют вопрос о необходимости для человека быть в топосе этого различения, переживать его и снова воз вращаться к этому «переживанию». Будучи раненной при встре че с Логосом, наша повседневная языковая состоятельность разлетается «в клочья», но благодаря этому мы получаем шанс заметить свою укорененность в мире посредством мирового слова. Шрамы и рубцы такого пребывания хранят на себе след столкновения с глубиной каждого слова: ими мы начинаем по нимать себя и свое устроение не только в сущем, но и в бытии. Огненная суть мира Видимо, одним из первых это со всей остро той осознал Гераклит. Выделяя свойство перманентной измен чивости мира, символизацией которой становится у него образ стихии огня, мыслитель стремился подчеркнуть живую суть мира. Огонь является манифестацией предельной актуальнос- 13 Хайдеггер М. Время и бытие. С. 115; 149—150. 14 Там же. С. 150— 154. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz