Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

В любой интерпретации, какой бы бед- Поэтическое и философское ной она нам ни казалась, слово, будучи слово как слово мира отпущено на свободу, обретает, вроде бы, утраченную энергию. Энергию чего? Мира! Ведь, возвращаясь к миру, слово возвра­ щается и к себе как к мировому слову. В процедурах интерпре­ тации осуществляется взрыв пределов места и времени в ис­ пользовании слова, которые были обозначены средой текста и допущены его сюжетом. Во взрывах знаковых полей человек обретает утраченную, казалось бы, возможность замечать собы­ тие слова. Понятно, что чем смелее будет интерпретация текс­ та, тем больше у нас шансов столкнуться с жизнью слова, а зна­ чит, и с миром. Именно в том и состоит достоинство философ­ ских и поэтических интерпретаций, что они отпускают слова на свободу, снимая их с якоря однозначности и позволяя им попасть в бурный поток смены значений. В компрометации поверхностности любого слова философы и поэты дают ему возможность вернуться в свою глубину — глубину мирового слова, в глубину мира. Заметим, что лингвистические построения, ко- Испытание языка торые всегда исходят из различных «точек зре- на прочность: слово ния» и несут в себе концептуальное рассмот- в горизонте риска рение мирового языка с позиции отдельного человека, являются только моментом фиксации положения дел в жизни языка, тогда как языковая деятельность философов и поэтов связана с испытанием языка на прочность. Связывая себя с измерени­ ем мирового языка, человек рискует: рискует растворить себя в безбрежном океане значений и впасть в безмолвность, по­ рожденную языковым ступором, ведь все, на что он натыкает­ ся в своей собственной стратегии и тактике словоупотребления и определения в языке, в какой-то степени уже есть. Так что риск утратить себя в качестве себя в этом случае состоятелен для каждого. Но все значимое, видимо, не может появиться ни­ каким другим образом, нежели в горизонте риска. На краю. Когда существо человека, определяющегося в своей мысли, в своем слове или в своем теле, оказывается под вопросом. В дан­ ном случае речь идет о нашем языковом существе. Задумаемся о том, что приобретает человек Понимание в таких утратах, какими результатами они метафизической оправдываются, И оправдываются ЛИ вообще? позиЧии Хайдеггером 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz