Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ваге человека, когда он пойдет на риск в деле взаимоотношения с мировым словом и будет вынужден ввергнуть себя прежнего в опасность утраты. Все это неизбежно связано с отказом от опоры на инстанцию сознания, который проистекает из ориен тации человека как на себя себе понятного и для себя всегда и везде проницаемого. Слово мышления Констатацией зависимости слова от сознания и слово сознания выступает его однозначное толкование, когда слово лишено измерения собственного бытия. Шлейф созна ни я — неизбежный признак такого понимания слова, пони мания слова в тексте. Можно даже сформулировать данное положение дел следующим образом. Хочешь похоронить смысл, говори о нем как о тексте. Хочешь избавиться от мыс ли, погружай ее в комментарий, т. е. в тексты. Предполагается, что комментирующий уже обладает смыслом того, что ком ментирует, и не нуждается в событии мысли. Его как раз инте ресует не сама мысль, а возможность совершения измышления по ее поводу. Здесь, правда, стоит оговориться, что жизнь в тексте надо отличать от жизни посредством текста. В первом случае неиз бежно крепнет субстанция сознания, но укрепляется она за счет обособления от жизни, в результате чего разум оказывается оторван от жизни настолько, что можно даже говорить о поля ризации их в альтернативных направлениях вплоть до проти вопоставления, но тогда неразумность жизни грозит обернуть ся безжизненностью разума. В истории есть немало примеров такого положения дел, особенно ярко это показало себя, по- видимому, в эпоху зрелой схоластики. Отчасти проявляется это и в академизме современных научных школ. Во втором случае, когда налицо осуществляется жизнь посредством текс та, в жизни изыскиваются новые измерения существования че ловека, чем, по крайней мере, намечаются новые пути не толь ко для сознания, но и для жизни. На наш взгляд, именно в этом отношении можно говорить о мышлении. Значит, случив шись, мысль может переродиться в работу сознания, но может и быть собой в том случае, если, вскрывая новые глубины и гра ни жизни, способна постоянно и повсеместно ставить сущест вование человека под вопрос. И текст в этом отношении может сослужить хорошую службу. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz