Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ренним миром и присущим ему словом, определяются в прак тике, обусловленной активизмом по устройству на поверхнос ти мира. Такое «обустройство» мира, которое затевается чело веком в бегстве от себя, нуждается в словах, оторванных от полноты мира и в этой «отпущенное™», «опущенности» и «рас пущенности» способных обеспечить существу поверхности приватизацию им мирского места и времени. В понимании ми ра как исключительно «частного» случая нашей жизни и в от ношении к нему как к нашей собственности мы вступаем на изначально тупиковый путь. Путь траты языка и инфляции слова оказывается закономерной оборотной стороной дела дискредитации мира, искоренения его целостности и избавле ния от его полноты. Ориентация поэтического Особо выделим ТО, ЧТО НИ ПОЭЗИЯ, НИ и философского слова философия не являются чем-то тем, что на бытие необходимо нашему существованию: как раз в этом измерении без них мы легко можем обходиться. Более того, если мы честны перед собой, то отдадим себе отчет в том, что были, есть и, вероятно, будут страны и народы, где невозможно встретиться ни с философией, ни с поэзией. Зна чит, пребывая в параметрах существования, человек развивает в себе, скорее, те навыки и способности, которые необходимы ему для действия и выживания. И это оказывает непосредст венное воздействие на язык и его восприятие. В этом контексте язык и понимается обычно посредством своей коммуникатив ной функции. Тогда зачем же нам философия и поэзия? Да именно затем, что через обращение к ним мы оказываемся в со стоянии увидеть действительность существования в луче мысли и в этом «подвешивании» столкнуться с тем, что она в себя не включает, и включить принципиально не может. Мы сталкива емся, таким образом, с глубиной действительности, разверты вающейся в перпендикулярной плоскости в сравнении с самой глубиной. И, разумеется, все это влияет на язык философии и поэзии, который сориентирован не на получение информа ции, ибо для этого есть другие, более удобные и относительно простые способы. Напротив, языки философии и поэзии свя заны с выявлением новых, как правило, скрытых в глубинах дей ствительности значений и смыслов, к которым можно при коснуться, если только удается наработать в языке разнообраз- 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz