Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ченным потому, что прорабатывает его и выделяет в нем насто ящее, отличая его от прошлого и будущего. Как раз такие ак центы, укрупняя то, что есть, позволяют нам, остальным, быть собою, а не только существовать, когда наше бытие склонно впадать в иллюзорность воображения и представления, проис текающих из существования и им мотивированных. Сразу же оговоримся, что речь, конечно, идет не придани е слову о принадлежности к «цеху» поэтов и философов: достоинства сама такая «принадлежность» еще ни о чем не говорит. Речь идет о поэтическом и философском слове. В поэзии и филосо фии мы сталкиваемся со словом, через которое — еще или уже — говорит мир, со словом, наполненным жизнью. И это «еще» или «уже» не только и не столько знак действительности, но само действительное. Действительное как таковое. До и по сле этого, явно пристрастного и индивидуально-личностного отношения к языку, связанного с усилием открытия достоин ства и серьезности любого слова , упрочивается техническое от ношение к языку, когда он намеренно воспринимается всегда имеющимся у нас средством для обозначения того, что проис ходит с нами, а не с миром. Осмысления того, что слово проис текает от мира и только ввиду этого способно держать наши психические и ментальные состояния в некотором единстве, в результате чего мы, собственно, и можем «иметь» целост ность самих себя, не происходит. В этом «подчинении» челове ку язык раскрывается только теми гранями и сторонами своей действительности, которые допускаются употреблением и ко торых от него именно в такой связи ожидают. По существу, речь идет исключительно Целостность мира о «содержательной» стороне слова. С этим и ее выраж ение в языке интуитивно или осознанно не могут согласиться поэты и фи лософы, стремящиеся в своем говорении и сказе выявить цело стность присутствия слова, а тем самым как присутствие ми р а в поэтическом и философском слове, так и присутствие че ловека в этом слове. Полновесность и целостность такого слова как раз и связаны с тем, что напрямую исходит от мира, а не от посредников его в лице концептуальной и схематизированной, т. е. «обработанной» сознанием, действительности. Идеологи зированные поля пребывания человека, жертвующие его внут- 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz