Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
моментов. Собственно, между двумя этими крайностями, т. е. в проеме между ними, и реализуется содержательный потенци ал того или иного языка в целом11. Мир и слово Значит, на фоне слова мира любая словесная актив ность отдельного человека всегда может быть дискредитирова на. Сделать так, чтобы этого не произошло, т. е. обезопасить се бя полностью, он не может, как бы ни старался, ибо, чтобы до стичь этого, ему нужно постоянно дублировать произошедшее и отложившееся в языке, но опираться исключительно на со стоявшееся ввиду того, что он жив, невозможно. Так как в срав нении с мировым словом любое наше слово изначально ском прометировано, то наш риск во взаимоотношениях с языком оправдан. Если в отношении мира я уже изначально являюсь дураком, что бы ни делал и ни говорил, то я принципиально могу замахнуться на любую артикуляцию значений из сущест вующих слов и даже пойти на создание нового слова. Глав ное — это посредством языковой деятельности выявить свою собственную территорию присутствия внутри мира, что без установления границ между нашим словом и словом мира сделать невозможно. Таким образом, деятельность по изготов лению «оград» в мировом языке для человека жизненно необ ходима, а потому столь важны действия, связанные с «отгора живанием» своего языка и созданием благодаря этому специ фических, лирических, языковых пространств. Поэзия и философия Подчеркнем, что процедурой и техникой как уникальные способы «изготовления» новых языковых феноме- отношения к языку „ , ' нов, связанных с поиском своей собствен ной «языковой» точки зрения и собственной «языковой» тер ритории по преимуществу заняты поэзия и философия. И прак тика сближения и сопряжения между собой языка поэзии и язы ка философии довольно показательна. Достаточно вспомнить романтиков, Ф. Гёльдерлина, М. Хайдеггера и некоторых дру гих12. Здесь, пожалуй, стоит особо выделить то обстоятельство, что ни поэзия, ни философия не могут состояться в качестве 11 Там же. С. 129. 12 Из последних, заметных, попыток такого рода стоит выделить одну работу. См.: Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993 (2-е изд., испр. и доп. — М., 2002). 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz