Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

моментов. Собственно, между двумя этими крайностями, т. е. в проеме между ними, и реализуется содержательный потенци­ ал того или иного языка в целом11. Мир и слово Значит, на фоне слова мира любая словесная актив­ ность отдельного человека всегда может быть дискредитирова­ на. Сделать так, чтобы этого не произошло, т. е. обезопасить се­ бя полностью, он не может, как бы ни старался, ибо, чтобы до­ стичь этого, ему нужно постоянно дублировать произошедшее и отложившееся в языке, но опираться исключительно на со­ стоявшееся ввиду того, что он жив, невозможно. Так как в срав­ нении с мировым словом любое наше слово изначально ском­ прометировано, то наш риск во взаимоотношениях с языком оправдан. Если в отношении мира я уже изначально являюсь дураком, что бы ни делал и ни говорил, то я принципиально могу замахнуться на любую артикуляцию значений из сущест­ вующих слов и даже пойти на создание нового слова. Глав­ ное — это посредством языковой деятельности выявить свою собственную территорию присутствия внутри мира, что без установления границ между нашим словом и словом мира сделать невозможно. Таким образом, деятельность по изготов­ лению «оград» в мировом языке для человека жизненно необ­ ходима, а потому столь важны действия, связанные с «отгора­ живанием» своего языка и созданием благодаря этому специ­ фических, лирических, языковых пространств. Поэзия и философия Подчеркнем, что процедурой и техникой как уникальные способы «изготовления» новых языковых феноме- отношения к языку „ , ' нов, связанных с поиском своей собствен­ ной «языковой» точки зрения и собственной «языковой» тер­ ритории по преимуществу заняты поэзия и философия. И прак­ тика сближения и сопряжения между собой языка поэзии и язы­ ка философии довольно показательна. Достаточно вспомнить романтиков, Ф. Гёльдерлина, М. Хайдеггера и некоторых дру­ гих12. Здесь, пожалуй, стоит особо выделить то обстоятельство, что ни поэзия, ни философия не могут состояться в качестве 11 Там же. С. 129. 12 Из последних, заметных, попыток такого рода стоит выделить одну работу. См.: Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993 (2-е изд., испр. и доп. — М., 2002). 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz