Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Человек стал так редко и от случая к случаю прика­ саться к себе, что уже поговаривают о маловажно- Трудность прикосновения к себе сти и малозначительности такого касательства (таких «касаний») в принципе. Отказ от настроения чреват тем, что мы себя таких, как мы есть и что мы есть, проглядываем и просматриваем. Нас начинают больше заботить мнения и представления о нас не нас самих, а других людей, вплоть до того, что мы связываем свою суть именно с ними. Тем самым мы все больше отодвигаемся от себя, и наше существо, наша подлинность, стремительно от нас отдаляется. Иначе говоря: мы к себе ближайшие оказываемся по отношению к себе же са­ мыми далекими. Важно акцентировать внимание на том, что суть дела в этом случае именно забалтывается, ибо поиск себя осуществляется человеком через среду говорения о нем других, т. е. через обращение к толкам, пересудам, болтовне и сплет­ ням. Введение Хайдеггером понятия Мап как раз связано с при­ влечением внимания к такому положению дел. Современная перспектива, задающая восприятие смысла яв­ ного большинства философских поисков, связана с обращени­ ем внимания на дальнее, но не ближнее. Предполагается, что че­ ловек в объяснении того, что с ним происходит, должен от себя отдалиться. Такое дистанцирование мыслится необходимым условием в приобщении к себе. Представляется, что в занятии дистанции от различных содержаний своей жизни человек спо­ собен обратить внимание на форму, форму их (содержаний) постижения. Однако тогда многое из того, чем он живет, не мо­ жет не восприниматься иначе как в обратной перспективе, т. е. в карикатурных формах (пародия и шарж), или, по крайней мере, как нечто не самоценное. Рассудочные формы, посредст­ вом которых человек связывает различные содержания своей жизни вместе и воедино, собственно и составляют основу любых идентификационных актов. Акты идентификации строятся на основе осозна- Действие ния человеком себя и своего назначения в зависи- идентификации: МОСТИ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ НеВОЗМОЖНОСТИ ОТОЖ- работа сознания дествления себя с чем-либо или кем-либо. Насколько мы в состо­ янии проделать сознательную работу с собой, настолько и со­ стоятельна обретаемая нами идентичность. Жизнь своим 17 | Мурманская государственная ] областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz