Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
вой деятельности в целом. В результате возникает основа для порождения цепи других действий, никак не считающихся с присутствием мира. Но вместе с тем отметим, что человек так тя- прямое и косвенное нется к мировому слову, потому что способен говорение опираться на него без каких-либо условий со своей стороны, т. е. вне собственного присутствия. Оно-то в данном случае как раз и элиминируется. То, что легко и беспрепятственно произно сится, с нами связано лишь косвенно и по поверхности нашей жизни. Не задевая наше присутствие, такое слово если и имеет к нам отношение, то отношение явно непрямое. Оно говорит нам именно о мире, и говорит о нем в той степени, в которой не говорит о нас самих. Затронем еще один сопряженный с вышеска- Слово и настроение занным момент. Безличность слова мира не склонна считаться с моим словом. Как уже замечалось, дело обстоит так, что это я не могу не реагировать на то, как мое слово сопрягается с ми ром и с его словом, хотя мир может и не считаться с моим словом. Можно сказать и то, что мировое, т. е. принципиально ничье, слово понимается каждым из нас неоднозначно. Оно являет собой настроение мира, которое мы способны принять и в которое способны вместиться ровно в той степени, насколь ко способны в него проникнуть. Насколько у нас хватает сил для этого. Сил внутренних, ибо внешние средства здесь недей ственны. Стоит особо обратить внимание на то, Концепция де Соссюра: ЧТО новые ПОДХОДЫ К пониманию речи акцентирование внимания на самостоятельности и языка, задающие параметры непри- язы ка вычных стратегий в лингвистике и философии языка были связаны как раз с выделением самостоятельности слова и язы ка в сравнении с усилиями и активностью его носителей. Так, в частности, именно из идеи о том, что «язык непосредственно не подчиняется мышлению говорящих», исходит концепция Ф. де Соссюра10. Рациональность и мотивированность исходя щего от нас слова сопрягаются исследователем с сохранением в языке принципиально иррациональных и немотивированных 10 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998. С. 222. 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz