Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
деленной каким-то значением и его удерживать. Связывание вещи и значения, которое она принимает, становясь в этот мо мент «принятия» предметом и интегрируя себя в форму пред метности, — это «связывание», или «связка», определяется не на пустом месте и совершается не в пустом времени. Это и есть мир; место и время мира. Но тогда способность вещи что-либо обозначать, т. е. значимость как таковая, предшествующая са мим значениям, укоренена в глубину мира. И это — не только метафора. Ставя себя в позицию субъекта, человек Акт означивания: риск стремится стать «подлежащим» букваль- нашего пребывания в мире но по отношению ко всему, в том числе и в деле означивания. Вот почему значимость вещей сама по себе его не интересует: его занимает то, насколько и в какой мере он способен означать сущее и этим контролировать его. Место и время совершения ак та означивания, как место и время того, кто его совершает, в та ком случае, по крайней мере потенциально, способны воспри ниматься в качестве более значимых структур, нежели сама действительность. Видимо, те эпизоды в новоевропейской исто рии, когда действительность преимущественно воспринима лась в якобы присущей ей возможности быть собранной в знак, напрямую соотносились с безграничной ролью субъекта. Отчас ти это касается и философских доктрин Гегеля, Ницше и Марк са, которые, являясь закономерным развитием новоевропей ской философии, где субъект понимался инстанцией, не встре чающей никаких сущностных препятствий на своем пути, в том числе и в деятельности означивания, привносили в жизнь идею провиденциализма, приводя к совмещению и отождествлению действительности с действительностью сознания. Способность вещи что-либо значить, которой она обеспе чена от мира и на которую человек наталкивается при подходе к вещам, но, опираясь на нее, ее же не видит ввиду того, что бе рет на себя функцию означивания вещи в качестве предмета, — эту способность человек устраняет, а этим изгоняет из округи, формируемой такими «означиваниями», и мир. Тексты Кэр ролла строятся на выявлении способности мира значить что угодно, которая в субъектно-объектной позиции предается заб вению. Конечно, в обращении к глубине мира и мирового сло ва Кэрролл не одинок. Такими чертами характеризуется фольк- 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz