Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ет возможность соотносить себя со своей действительностью и с самим собой, так как образуется континуум, в пределах которого человек реализует себя господином и хозяином суще го. Реализация эта достигается путем теоретической (Фесоркх) и практической (jrpa|ig) установок, которыми мы намереваем ся исчерпать сущее, обрубая все нити, которые хотя бы напоми нают о его внутренней состоятельности и саморазвитии. Буду чи нейтрализованными, вещи в предметах утрачивают те свой ства, которые являются основой их самостояния. Вместе с тем планомерным введением измерения предметности в округу своей жизни, становящимся теперь жизнедеятельностью , чело век блокирует все неожиданное и спонтанное, да так, что спон танность, выделяющая его из всего существующего, оказывает ся теперь невозможной. Таким образом, возвращение вещи ее вещности возможно только на пути уменьшения и снижения ее предметной связи с субъектом, т. е. на пути ослабления ее связи со своими значениями. Понятен острый дефицит процедур рас щепления значений от вещей и их обособления. На вопросы: «как вещь может быть изъята из круга Слово и мир своей предметности?» и «что может вырвать ее из такого кру га?» ответ может быть только один: «мир». Только миру по плечу вобрать в себя предметности вещей и вернуть их себе. Бездна мира — сила, с которой приходится считаться человеку. Каждый из нас сталкивается с феноменом ускользания вещи из, казалось бы, навсегда наброшенного на нее аркана предмет ности, посредством чего наше сознание — за счет устранения мира — обретает свою силу. Здесь будет к месту заметить, что ускользающая специфика мира как раз и проявляется в по стоянной его непривычности и неожиданности. Намереваясь соотнести себя с миром и устроиться в нем, человек связывает мир путами различных предметностей, однако мир всегда спо собен развернуться к нему новыми и новыми гранями. Одной из них, вероятно, можно считать само событие сокрытия мира из нашей, организованной по субъектно-объектному принци пу жизни. Ранее человек стремился вернуть миру должное по средством ограничения своей предметной деятельности, остав ляя за миром презумпцию неожиданности и новизны. В связи с этим достаточно обратить внимание на мыслеобраз «приро- 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz