Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
способно и должно определяться человеком. Определяемая на ми организация знаков в субстанции значений и в звуковой суб станции — вот то, что представляет собой артикуляция. В тка ни Логоса мы выкраиваем собственные тропы и фигуры при сутствия, но ткань эта является субстанцией мира, и потому любые попытки, связанные с ее приватизацией, обречены зара нее на неудачу. Философам давно известно, что мы видим и воспринимаем мир не глазами, а образами. Особенно явно это стало со времен Платона и его теории эйдосов. Добавим: мы видим мир зна чениями и артикуляциями, которые определяются в конкрет ной культурной среде. И понятно, что может сложиться ситуа ция, когда вещь воспринимается целиком и полностью через свои «культурные» значения, оказываясь погруженной и уто пая в них, сращиваясь со знаками. В архаических культурах еще допускались измерения с «плавающими» и не жестко фик сированными означаемыми, однако ритм новоевропейской ци вилизации основан на резком сужении таких областей и выдав ливании их на периферию, ибо человек здесь всегда исходит из области контролируемого сущего, а мир понимается в качестве пространства обитания человека. В результате все, что появля ется в границах такой тотальности, означивается уже в момент своего появления. Понимания того, что место и время сущест вования самого обозначаемого основано на его возможности быть (быть существующим), не происходит. Заметим, что значение выделяет вещь из числа остальных и обособляет ее от всего другого. Это достигается закреплением за вещью качества предметности, которое усматривает в вещи сознание субъекта, из-за чего вещь теряет свою вещность и по падает в зависимое от субъекта положение. В таком случае культура является той средой, которая закрепляет данное поло жение дел: культивируются такие способы восприятия вещи, где она, становясь объектом, повсеместно и ежечасно наделяет ся признаками исчисляемости и контролируемости, но не спо собна раскрывать свою вещность. предметность Предметность выступает в качестве способа при- как приручение ручения действительности человеком. За счет действительности ф 0 рМЫпредметности того, что есть, он получа- 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz