Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

в ней путь «течения» и «дления» мирового слова, с которым человеку непременно и во что бы то ни стало нужно себя соот­ нести. Столь широко распространенное сегодня «хождение» слоганов , лежащих в основе любой рекламы, и устойчивых сло­ весных сочетаний из анекдотов только подчеркивает сказанное. Правление мира осуществляется в языке именно через ничьи слова. Они именно ничейные, так как исходят не от кого-либо конкретно, а присущи всем людям сразу. Они — от людей, что мы и констатируем, восклицая «то люди говорят!» или «то гово­ рят люди\» Видимо, в желании быть ближе к мировому Нужда в мировом слове слову, в приближении к нему можно рассматривать высокую распространенность у детей речевых и языковых штампов, а также их предрасположенность к устойчивым в своей незави­ симости от конкретного человека формам артикуляции тех или иных значений. Это свидетельствует о нужде ребенка в миро­ вом слове. О его необходимости быть в языке и о жажде состо­ яться в качестве языковой величины в проеме слова мира. Выражением этой «нужды» является присущая всему периоду детства тоска по сказкам, а шире — по фольклорному измере­ нию языка. Здесь же заметим, что проявлением ностальгии в мировом слове можно считать тягу ребенка к устойчивым, одним и тем же фразам, повторение им одинаковых сочетаний, «прилипание» и «цепляние» к его губам словесных обрывков, т. е. всего того, от чего ребенок никогда не устает, но что обяза­ тельно расценивается взрослым крайне негативно. Как раз «умение» взрослого изымать себя из измерения ничьих слов и намеренно связывать себя со своими, частными, словами, собственно, и демонстрирует его взрослость, хотя потребность в мировом слове продолжает сказываться довольно долго, ино­ гда в течение всей жизни. Вообще, если мы задумаемся о возможности Слово: наша собствен- нашего владения словом и о нашей способ- ность или удел мира ности иметь слова в своей собственности, то придется со всей определенностью констатировать следующее. Любое слово, да­ же если «изобретаем» и «находим» его мы, не принадлежит нам. Слова — удел мира. И лучшее, что как-то зависит и исходит от нас, так это установление связей между словами. Именно арти­ куляция в потоках звучащих и письменных слов есть то, что 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz