Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Черты российской культуры: Будучи окружена ореолом тайны, невмещаемость тела в слово связанной С непроницаемостью ДЛЯ и трудность взаимоотношении г ^ слова и тела языка и невозможностью быть вы­ раженной в слове, телесность, с одной стороны, все время на­ поминает россиянину о некоей культурной неспрягаемости. Неспособность отечественной культуры интегрировать внутрь себя ряд феноменов, соотносимых с деятельностью тела, при­ водит как к их содержательному искривлению, так и к сопро­ тивлению действию словесного их «выпрямления». С другой сто­ роны, телесность, оставаясь феноменом, не может стать просто явлением культуры и противостоит процедурам такого рода. Можно сказать, что результаты любых «культурных» прививок в каком-то отношении заранее известны и имеют пределы сво­ его распространения. Так, тело демонстрирует нам свою само­ стоятельность. Оно — не наша собственность. Дело обстоит так, что не мы имеем тело, а оно — через область сексуальных действий — заставляет нас искать себя внутри него , побуждая в нем каким-либо образом устраиваться и к нему приспосабли­ ваться. Но задумаемся, чем все это оказывается порождено и подтверждаемо? Во-первых, именно языком, именно словом! Вероятно, хотя бы таким образом, но язык понуждает нас с со­ бой считаться. Однако самостоятельность языка, и это во-вто­ рых, в какой-то мере обуславливается нашим мыслительным бездействием и «недовложением» мышления в дело продумы­ вания тела. Безличность и общность Обратим внимание и на то, что в процес- фольклорного слова се социализации, все более последователь­ но заявляющей о себе в процессе жизни, у человека когда-то появляется необходимость сравнить себя с безличной словесной структурой, такой как, например, пословица или поговорка. Смысл такого сопоставления проистекает из потребности в сло­ ве, которое бы исходило не от отдельного человека, а непосред­ ственно от мира. Из нашей необходимости в мировом слове. Вслед за замечаниями о том, что пословица есть «слово миро­ вого человека, кому я пословен, послушен »7 и есть даже «слово самого мира»8, заметим, что в поговорке значим отчеканенный 7 Айрапетян В. Русские толкования. С. 40. 8Там же. С. 88. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz