Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

щееся паузой, интонацией, недоговоренностью и обращением к «неправильным» языковым построениям, связанным с при­ влечением специфических звуковых сочетаний, знание кото­ рых в мировом слове не заложено, и особенных жестикуляци­ онных средств. В этом случае мы сталкиваемся со странным, теневым, присутствием феномена, когда невозможность по­ следнего быть выраженным в слове заставляет нас напрягаться. Напрягаться снова и снова, ибо нам присуще намерение сде­ лать язык «своим», подчиняющимся и послушным, т. е. спо­ собным раскрывать себя в измерении наших интенций. Нали­ цо сочетание «странных» языковых ситуаций с мыслительным, точнее говоря, интенциональным препятствием. Не связанные нашим напряжением и трудом, т. е. пустые, слова, ввиду того, что они предоставлены сами себе, на нашу жизнь могут дейст­ вовать разрушительно. Издавна замечено, что если у нас нет «под рукой» Нехватка слов слов, то нет и постижения чего бы то ни было. Это как фактор характерно не только для метаязыков (взять, к при- культуры меру, трудность, связанную с осмыслением понятия «бытия» в философии), но и для повседневного языка, как в случае с описанием нами сексуальных действий. Задумаемся об отсут­ ствии у нас, русских, инфинитива, связанного с обозначением сексуального акта, и тех производных от него, которые бы лег­ ко могли поместиться в нормативную структуру языка, а зна­ чит, были бы удобны для употребления человеком без каких- либо препятствий во внутреннем и публичном культурных пространствах. Причем в разных возрастах и жизненных ситу­ ациях. Однако этого-то и не происходит, ввиду отсутствия та­ кого слова, если не считать крайне специфическую, ненорма­ тивную лексику или лексику арго и жаргона. Эротическое ис­ ступление или вдохновение может научить нас только в том случае, если получает искусственно сконструированную языко­ вую форму, благодаря которой человеку удается отделить его от своего тела и мышления. В результате вся столь значимая часть нашей жизни, связанная с опытом постижения нами сво­ ей телесности, как в ее собственных параметрах, так и извне, оказывается непродуманной и непродумываемой в принципе. Она сопротивляется мысли. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz