Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
бытие другого слова (другой речи, другого языка) есть, и есть изначально, человек преспокойно может на него опереться. Значит, действие связывания себя именно Я зы к как горизонт риска со своим словом — это всегда попадание в и арена борьбы человека за себя горизонт риска, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем важен именно риск, т. е. воз можность и способность поставить под вопрос себя состоявше гося, который, по крайней мере, не вызывает никакого раздра жения отсутствием какой-либо непоследовательности именно потому, что себе знаком. Понятно, что проблематичность со стоятельности того или иного человека нарастает по мере втя- нутости его в непривычные отношения с языком. И мы, как за мечает Витгенштейн, вынуждены «сражаться с языком» и «пре бывать в состоянии войны с ним»5. Исходящее от нас самих слово трудно как раз потому, что лишает нас комфортности и согласованности с образом нашего «я» и вытекающей из него «биографии». Отстраняясь от своего первоначально колючего и невнятного слова, человек, по существу, приносит себя, уже существующего, в жертву. Любопытно также обратиться К ситу- Понятное и непонятное слово ациям отстаивания приоритетности своего слова. Попытки ухватиться именно за свое, однажды обретенное и ввиду этого себе понятное слово, слово, которое, как это кажется челове ку, не подведет его и в дальнейшем, достаточно показательны. Часто, особенно молодые, люди, цепляясь за свой внутренний мир, стремятся соорудить вокруг него частокол из сленга, арго и просто ненормативной лексики. Стремление опереться на те языковые конструкции, которые как раз не повсеместны и сугу бо частные, понятно. Но понятно и другое — то, что такой индивидуальности грозит опасность; опасность утратить связь с миром. Ощущая, что мир не обращает на него никакого вни мания, да и просто его не замечает, такой индивид стремится продемонстрировать свое радикальное неприятие мира, прояв ляющееся в дискредитации и подрыве всего того, с чем он свя зывается. В первую очередь речь идет о попытках неприятия мирового слова и компрометации языка посредством «прива- 5 Витгенштейн Л. Философские работы. С. 423. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz