Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

и, попадая в него, худо-бедно устраивается не только в нем, но и в себе. В столкновении с одними языковыми феноменами че­ ловек не обращает никакого внимания на мир, тогда как в ори­ ентации на другие — сталкивается с предельным его сгущени­ ем и оплотнением. Можно высказаться и по-другому. В первом случае за близость к миру человек платит отдаленностью от се­ бя, от своего, всегда частного и партикулярного, обустройства в мире, во втором же случае дистанция от мира как раз и слу­ жит основой устроения индивидуального, всегда и только своего мирка, т. е. атома мира. Небесполезно вспомнить, что «индивидуальность» и есть, по сути, «атомарность»: латинское individuum на древнегреческом звучит как атоцод, что значит «нераздельный», «неразрывный», «неделимый». Логос: слово мира Понятно, что различие в подходах к языку, зада­ ющее его концептуальное восприятие, в вышеозначенных слу­ чаях будет значительно. В этой связи выделение мирового сло­ ва, или слова мира (Логоса), соотнесено с ориентацией на те языковые феномены, где с наибольшей интенсивностью выра­ жает себя именно мировое начало. В таких словах и языковых структурах человек вынужден сталкиваться с ограничением сво­ его частного словоупотребления: предельность и целостность мира обуславливают невозможность дробного и частного отно­ шения к тому, посредством чего он о себе заявляет. Можно предположить, что особенности детской и взрослой речи будут как-то связаны с приятием или неприятием мирового слова, со степенью той или иной открытости ему человека. Проблема весомости Обратим внимание на ситуацию нехватки слова: свое и чужое у человека своих слов, когда он идет на обра­ щение к чужому слову и его заимствование. Первоначально со­ средоточимся на нашей способности цепляться за чужое слово. Акцентируем внимание на том, что подхватывание на лету чу­ жого слова актуально при попадании в ситуацию, когда нам нужно весомое слово. Это проявляется как в прямом и косвен­ ном цитировании, так и в перефразировании услышанного или подслушанного слова. Отнесение нас, говорящих, к слову другого показательно как раз потому, что другое слово уже со­ стоялось в качестве события и, приобщаясь к нему, человек соотносит себя с бытием без особого риска. Ввиду того, что со- 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz