Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
кого £ 1605 , т. е. «идея», «образ»). Не менее важно научиться техническим процедурам сохранения своего языка внутри Ло госа, научиться обнаруживать и продлевать измерения, его хранящие. В противном случае благое начинание быть повсю ду в своем языке, пребывать везде со своим языком обернется крахом. По сути дела, оно невероятно быстро и незаметно для самого говорящего оборачивается отгораживанием от мирово го слова и потому невосприятием мира: между человеком и ми ром выстраивается ограда, образуемая действиями по защите и сохранению территории его собственного языка. Причем ог рада эта периодически подновляется. Затрагивая проблему разбора языковых феноменов, приоб щающих нас к себе и приближающих к своему присутствию, обратим внимание на следующее. Одни слова нам ближе, чем другие; «близость» эта определяется возможностью нашего вы ражения себя в слове, когда словесное измерение оказывается настолько прозрачным, что мы без труда помещаемся в нем, не чувствуя и не ощущая каких-то существенных противоречий между собой, с одной стороны, и словом — с другой. Понятно, что любой человек, как ребенок, так и взрослый, употребляет слова для выражения того, что происходит и случа ется именно с ним, т. е. для описания и объяснения непосредст венно своего опыта. И если язык не являет препятствий и труд ностей для расположения человека в нем, вплоть до того, что тот его просто не замечает, то это одно дело. Другое дело — в том, что в какой-то момент времени язык заставляет и при нуждает любого с собой считаться. И тогда, обращая внимание на самоценность отдельного слова и языка в целом, человек на талкивается на феномен присутствия самого языка наряду с тем, что присутствует сам. В таких ситуациях, характеризующихся неотменимостью присутствия языка и заставляющих нас обра тить на него внимание независимо от того, хочет человек этого или нет, осуществляется нечто значимое. Почему язык в каких- то ситуациях всячески сопротивляется нашему в нем обустрой ству? Когда это происходит? Что заставляет нас не попадать в слово, речь, язык? Вероятно, ответы на эти вопросы будут найдены, если Язык и мир удастся понять, что в языке мы считаемся с миром. В обраще нии к слову человек каким-то образом приобщается к миру 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz