Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

мира с сущим. Язык, который связан с обращением человека на него самого, сбивчив и труден уже потому, что на пути полета слова встречается препятствие в виде человеческого присутст­ вия, с которым нельзя не считаться. Продолжая размышлять о слове, обратим внимание на то, что в языке, в процессе аналитического к нему отношения, которым мы повседневно пользуемся, вскрываются разные из­ мерения. Одно — пригодное для описания всего с нами проис­ ходящего, которое не может осуществляться иным образом, нежели извне. Такой внешний язык приспособлен для характе­ ристики содержаний нашей жизни, взятых в последовательно­ сти моментов времени. Он — сюжетен, и за счет этого мы по­ лучаем возможность отстранения того, что с нами происходит, от самих себя. В отличие от языка внешнего, т. е. языка после­ довательного развертывания серии содержаний в пространстве нашей жизни (а именно здесь и обнаруживается появление «пространства» нашей жизни), язык внутренний с точки зре­ ния сюжета совершенно бесперспективен. Он не представляет ценности ни для кого другого и значим только для нас. Грани­ цы этого языка совпадают с границами нашей индивидуальнос­ ти и личности. В этом — его ценность. Что толкает нас на поиск своего слова? — Желание загово­ рить на своем языке и состояться в качестве языковой личности. Если бы мы довольствовались исключительно намерением быть собой и в себе, то нам не нужно было бы вписываться в языковой универсум и проникать в тайны Логоса, постигая их в виде зако­ номерностей. Нам бы хватало нас самих. Однако не так обстоит положение дел в действительности. Мы, ищущие и обретающие себя, хотим сделать свое присутствие заметным: о своем присут­ ствии мы стремимся заявить как о нашем пребывании в мире. И стоит всерьез задуматься над тем, что происходит с нами и на­ шим словом в ситуации инкорпорирования нашего собственно­ го слова в языковой универсум. Видимо, задача сохранения гра­ ниц своего слова является существенной, несмотря даже на то, что без осознания себя в качестве другого нам, и это надо при­ знать со всей очевидностью, в мире не уцелеть. Логос и эйдос Таким образом, важно не только заговорить на сво­ ем языке, но и увидеть мир своими глазами, а точнее — посред­ ством своих образов, в своей, так сказать, эйдетике (от гречес- 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz