Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ния, резко возрастает. И конечно, таковым словом не может быть слово газет и журналов, слово радио и телевидения, ибо пустое слово не определяется в горизонте риска, когда человек, сопрягая себе с миром, выносит на себе тяжесть его слова, а по тому сильно рискует. Рискует уже тем, что не может себя преж него вынести; не может и не выносит. Даже если мы встретим ся с весомым словом через средства массовой информации, надо понять, что «механикой» распространения массовой ин формации слово мира быть порождено не может. Значит, до стоинство нашего слова, как и достоинство нашей мысли, ис ходит не от нас, они — от мира. Они — его достояние. И, по падая в ситуации столкновения с обеспеченным словом мира, мы остро и сразу замечаем его присутствие; именно присутст вие, а не возникновение. Начала заметить не удается: ни начала слова, ни начала мысли. Говоря об уверенности в себе и своем слове, присущей де монстративному повествующему языку, необходимо обратить внимание еще на один момент. Откуда вообще проистекает на ша в себе неуверенность? — От сопряжения себя со средой, в ко торой обитаем, когда наше существо оказывается под вопро сом из-за того, что не «вписывается» в среду, не «равно» ей. Таким образом, феномен неуверенности появляется в ситуа ции «связывания» человека с собой: неуверенность возвращает нас к себе, тогда как уверенность проистекает от «прозрачнос ти» нас и проистекающей способности не останавливать на себе внимания. Способности не связывать себя... с собой. Сегодня можно довольно часто наблюдать, Я зы к присутствия что погружение, вхождением уход человека в се- и я зы к демонстрации бя тревожат и беспокоят окружающих. Это воспринимается, как правило, в качестве болезненного симптома или опасности, которые ставят под вопрос существование самого окружения человека и зависимость его от него. К тому же в попадании че ловека в себя укоренен нерв сомнения в том, что окружающие и окружающая среда, возможно, вообще не имеют никакого отношения к миру. Легкость демонстративного языка как раз и объясняется способностью элиминировать свое собственное присутствие. Такой язык — это демонстрация достижений мира, его «вме- щенности» в сущее, пример сопряженности и сцепленности 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz