Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ского забвения бытия2. Однако прежде всего в таком обраще­ нии усмотрели исключительно новую мифологию языка или даже неоархаику. Который раз история повторяется: напомним, что создание трансцендентального аппарата познания Плато­ ном, так же как в ситуации с Хайдеггером, в качестве такового воспринято не было. В платоновских идеях и «царстве идей» усматривали все, что угодно, но только не действительно реа­ лизовавшуюся, причем первый раз именно в теоретической (от dčtopia) форме, попытку обособить аппарат мышления от содержания мышления, которое посредством этого аппарата сознается. Неадекватность объяснений происходящего совре­ менниками понятна. Запрос современности осуществляется всегда в горизонте ожиданий людей и организованного ими сущего, тогда как «прием, на который обречена, наверное, вся­ кая сущностная мысль», как отмечает Хайдеггер, «сам уже есть следствие какого-то потаенного положения дел»3. Добавим: такая мысль — запрос самого мира. В ситуации, когда существо языка реабилитируется ровно настолько, насколько он служит средством в деле развертыва­ ния сущего, Хайдеггер пытался проторить тропинку к бытию посредством обращения к основательно забытому, если вооб­ ще не утраченному нами, слову мира. Пока такие попытки крайне редки4. Вот почему трудно, да, думается, и не нужно, го­ ворить об их исторической результативности. Главное состоит в том, что пока кто-то пытается обратиться к миру и к мирово­ му слову, не все, по-видимому, еще потеряно. 2 Хайдеггер М. Бытие и время. С. 153— 170, 349—350; Он же. Введение в метафизику. СПб., 1997. С. 131— 132, 144— 150, 166—172; Он же. Время и бытие. С. 259—272, 273—302, 302—312; Он же. Пролегоме­ ны к истории понятия времени. С. 275—288; Он же. Работы иразмы­ шления разных лет. С. 258, 293—300; Он же. Разговор на проселоч­ ной дороге. С. 120— 122; Он же. Язык. СПб., 1991. 3 Хайдеггер М. Время и бытие. С. 131. 4 За исключением Хайдеггера, видимо, стоит упомянуть и Витгенштей­ на: опыт размышлений над языком в стратегии философии того и другого вполне сопоставим, хотя и выполнен в совершенно разных традициях. Из отечественных современников обращаем внимание на работы Бибихина. Несомненно и то, что важнейшее и ключевое зна­ чение в прояснении связей слова и мира имеют работы Бахтина. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz