Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ления и распад иерархической системы языковых норм, а так­ же ту легкость, за счет которой современное человеческое со­ знание взламывает естественные границы различных нацио­ нальных языковых парадигм путем их интеграции и унифика­ ции. В частности, речь идет о феномене возникновения Global English. Однако заметим, что способность скольжения по языковой поверхности у нас есть до тех пор, пока есть то, с поверхностью чего имеешь дело. И к сегодняшней тенденции нашего языка развиваться в измерении поверхности стоит отнестись доста­ точно критично. Вероятно, Логос обречен к тому, чтобы уйти еще дальше вглубь от излишне назойливых манипуляций со­ знания и не быть им воспринимаемым. С языком происходит то же, что и с миром, сопротивляющимся переведению в По­ став, в расчет и калькуляцию. Понятно, что способность к манипуляции ос- Слово и способность нована на владении тем, чем манипулируешь: манипуляции сначала осуществляется овладение, а лишь затем — манипули­ рование. Это хорошо видно на примере отношения современ­ ного человека к своему чувству. Стремясь быть субъектом, че­ ловек сначала стремится овладеть своими чувствами, что ему удается сделать путем переведения чувства в разряд определен­ ного содержания, посредством которого данное чувство рас­ крывается и лишается своей самостоятельности. Показательно, что именно на этой основе человек обретает возможность не только анализировать, но даже рассчитывать и прогнозировать свои чувства. Неконтролируемые и ненормированные чувства будут, конечно, в этом случае сбивать человека с толку, поэто- му-то от них ему придется обязательно отказаться. Источни­ ком иллюзорного разнообразия и преподнесения новизны чувств тогда может служить только манипуляция, приобретающая ха­ рактер неотменимого и неотъемлемого действия для существо­ вания человека, которое в этой своей «неотменимости» и «не­ отъемлемости» стремится выдать себя за онтологическое усло­ вие нашей жизни. Лишенное связи с бытием, содержание нашей жизни становится отчужденным от нас самих и ввиду своей эфемерности легко поддается манипуляциям. Таким об­ разом, одной из черт современной жизни становится ее мани- пулятивность, а мышление, отождествляясь с инстанцией кон­ ч е н 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz