Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
ления и распад иерархической системы языковых норм, а так же ту легкость, за счет которой современное человеческое со знание взламывает естественные границы различных нацио нальных языковых парадигм путем их интеграции и унифика ции. В частности, речь идет о феномене возникновения Global English. Однако заметим, что способность скольжения по языковой поверхности у нас есть до тех пор, пока есть то, с поверхностью чего имеешь дело. И к сегодняшней тенденции нашего языка развиваться в измерении поверхности стоит отнестись доста точно критично. Вероятно, Логос обречен к тому, чтобы уйти еще дальше вглубь от излишне назойливых манипуляций со знания и не быть им воспринимаемым. С языком происходит то же, что и с миром, сопротивляющимся переведению в По став, в расчет и калькуляцию. Понятно, что способность к манипуляции ос- Слово и способность нована на владении тем, чем манипулируешь: манипуляции сначала осуществляется овладение, а лишь затем — манипули рование. Это хорошо видно на примере отношения современ ного человека к своему чувству. Стремясь быть субъектом, че ловек сначала стремится овладеть своими чувствами, что ему удается сделать путем переведения чувства в разряд определен ного содержания, посредством которого данное чувство рас крывается и лишается своей самостоятельности. Показательно, что именно на этой основе человек обретает возможность не только анализировать, но даже рассчитывать и прогнозировать свои чувства. Неконтролируемые и ненормированные чувства будут, конечно, в этом случае сбивать человека с толку, поэто- му-то от них ему придется обязательно отказаться. Источни ком иллюзорного разнообразия и преподнесения новизны чувств тогда может служить только манипуляция, приобретающая ха рактер неотменимого и неотъемлемого действия для существо вания человека, которое в этой своей «неотменимости» и «не отъемлемости» стремится выдать себя за онтологическое усло вие нашей жизни. Лишенное связи с бытием, содержание нашей жизни становится отчужденным от нас самих и ввиду своей эфемерности легко поддается манипуляциям. Таким об разом, одной из черт современной жизни становится ее мани- пулятивность, а мышление, отождествляясь с инстанцией кон ч е н 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz