Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
кусству в целом, как в историческом, так и в теоретическом отношении, связано с нахождением в них удобного способа отнесения себя к своему месту и своему (кайрологическому) времени, которые раскрываются именно топологическим об разом, т. е. за пределами физического времени и пространства. И по отношению к физическому пространству и времени то пология любого текста создает разрыв, попадая в который че ловек только и может найти дорогу к себе самому. Тексты, которые сегодня не способны размыкат ь пространство и вре мя существующего, имеют отношение к искусству и культуре только в той мере, в какой благодаря им человек мог сталки ваться с такими «разрывами» когда-то в прошлом. Возможно, что в будущем — через иные интерпретации — такая возмож ность, связанная с помещением человека в разлом времени и пространства, у текста обнаружится. И в этом отношении можно говорить о безграничности любого текста. Текст как бы залатывает «дыру» между нами состоявши мися, т. е. нами прошлыми и нами настоящими, какие мы есть сейчас, но об этом не знаем. Причем, благодаря тексту такое совмещение связывается также с нашими устремлениями в бу дущее, чем разные участки и интервалы нашего жизненного пути, всегда рассыпанные во времени нашего существования и склонные к утрате, обретают свое единство. Таким образом, текст в прямом смысле выступает в качестве органа нашей жиз ни — органа ее понимания и понимания ее нами самими. Обратим внимание и на другой аспект темы. Процедура понимания Задумаемся о том, насколько для нас значимо понимание. Нам крайне важно, чтобы нас поняли, именно поняли, но не осозна ли. Нам жизненно необходимо, чтобы нас понимали. Если этого не происходит, мы испытываем острое чувство неудов летворения. Искушение пониманием или непониманием тебя другими знакомо не только мыслителям. При внимательном отношении ясно, что нужда в понимании является уделом каж дого человека. Непонятый человек оказывается замкнут в себе. В этом случае его, блокированная непониманием других, мысль будет представать средством разрушения его внутренне го мира, и, чтобы сохранить хоть какое-то подобие своего един ства, человек будет стремиться освободиться от всякой мысли. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz