Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

кусству в целом, как в историческом, так и в теоретическом отношении, связано с нахождением в них удобного способа отнесения себя к своему месту и своему (кайрологическому) времени, которые раскрываются именно топологическим об­ разом, т. е. за пределами физического времени и пространства. И по отношению к физическому пространству и времени то­ пология любого текста создает разрыв, попадая в который че­ ловек только и может найти дорогу к себе самому. Тексты, которые сегодня не способны размыкат ь пространство и вре­ мя существующего, имеют отношение к искусству и культуре только в той мере, в какой благодаря им человек мог сталки­ ваться с такими «разрывами» когда-то в прошлом. Возможно, что в будущем — через иные интерпретации — такая возмож­ ность, связанная с помещением человека в разлом времени и пространства, у текста обнаружится. И в этом отношении можно говорить о безграничности любого текста. Текст как бы залатывает «дыру» между нами состоявши­ мися, т. е. нами прошлыми и нами настоящими, какие мы есть сейчас, но об этом не знаем. Причем, благодаря тексту такое совмещение связывается также с нашими устремлениями в бу­ дущее, чем разные участки и интервалы нашего жизненного пути, всегда рассыпанные во времени нашего существования и склонные к утрате, обретают свое единство. Таким образом, текст в прямом смысле выступает в качестве органа нашей жиз­ ни — органа ее понимания и понимания ее нами самими. Обратим внимание и на другой аспект темы. Процедура понимания Задумаемся о том, насколько для нас значимо понимание. Нам крайне важно, чтобы нас поняли, именно поняли, но не осозна­ ли. Нам жизненно необходимо, чтобы нас понимали. Если этого не происходит, мы испытываем острое чувство неудов­ летворения. Искушение пониманием или непониманием тебя другими знакомо не только мыслителям. При внимательном отношении ясно, что нужда в понимании является уделом каж­ дого человека. Непонятый человек оказывается замкнут в себе. В этом случае его, блокированная непониманием других, мысль будет представать средством разрушения его внутренне­ го мира, и, чтобы сохранить хоть какое-то подобие своего един­ ства, человек будет стремиться освободиться от всякой мысли. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz