Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

спективы угла, угловатого зрения, связанного с бросанием взглядов со стороны и искоса. Артикуляция Стоит предположить, что в основе практики на- «глаз мысль» шего восприятия чего-либо посредством «косого» взгляда лежит нежелание пребывать на глубине, намерение не сталкиваться с существом дела или, по крайней мере, умалчи­ вать об этом. Можно сказать об этом и по-иному. В ситуациях, когда существо времени определяется господством поверхно­ стного отношения к жизни, у мысли нет другого выхода, как уходить в немоту, ибо не то время15. Если взгляд не просто фиксирует происходящее, а избирательно и осознанно с чем- либо взаимодействует, то только потому, что он уже продолжа­ ется мыслью, а образуемая артикуляция «глаз — мысль» ставит человека в перпендикулярное по отношению к поверхности положение. Так, процедура выделения места «на» поверхности имеет под собой изначальное установление перпендикулярной перспективы, т. е. перспективы мышления. Топология книги К тому же наше попадание в топологию книги как место нашего делаех реально осуществимым наше укорене- присутствия г 7 ние в то место, которое не имеет никакого отно­ шения к занимаемому нами локальному месту в физическом пространстве. Опять же в акте чтения мы попадаем в то время, которое также не имеет прямого отношения к хронологическо­ му времени, в котором мы пребываем как физические сущест­ ва. Более того, этой локальной и хронологической «невмещае- мостью» обеспечиваются взаимосвязь различных локализаций нашего существования и единство разных в хронологическом отношении ситуаций. Такое единство и позволяет нам иметь сознание, т. е. осознавать многое как единое и связывать это «многое» с собой. Вероятно, обращение человека к книге и ис- 15 Данная идея становится основополагающей в концепции косно­ язычия Ф. И. Гиренка, который, связывая косноязычие с дословно­ стью, придает ему онтологическое обоснование и воспринимает его в качестве одной из существеннейших характеристик отечествен­ ной философии. См.: Гиренок Ф. Метафизика пата: (Косноязычие усталого человека). М., 1995; Он же. Патология русского ума. Карто­ графия дословности. М., 1998. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz