Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

нических инструментальных средствах, определяемых сущим и задающим тем самым меру присутствия бытия. Проще ска­ зать, через книжный текст человек напрямую соотносится с ми­ ром уже тем, что определяется в общих для всех словах и связы­ вающих всех языках, а не через то, что изготовлено или сконст­ руировано им из «материала» слова и языка мира по лекалам себя и исходящего от себя сущего. Это с одной стороны. С другой стороны, интерпретация содержа- процедура чтения НИЯ КНИГИ зависит ОТ самого читающего, ВОТ и акт интерпретации почему нет и не может быть совершенно одинакового понима­ ния. Текст книги длит и укрепляет, трансформирует и изменя­ ет присущие человеку способности, позволяя ему испытывать то, что в повседневной жизни он, возможно, не испытает ни­ когда. Хотя бы на йоту, на нюанс, но одно и то же, т. е. равное самому себе , содержание книги будет всегда восприниматься по- разному, ибо глубина содержания текста определяется самим читателем в акте его чтения и понимания. В отличие от этого знаки поверхности визуальной и виртуальной культуры урав­ нивают всех уже тем, что жестко фиксируют локальность со­ вершения акта восприятия. И если глубина допускает неравен­ ство по существу, то содержание поверхности обладает эффек­ том выравнивания и уравнивания. Опять же в этом проявляется демократизм поверхности, под обаяние и магию которого мы, кажется, все более прочно подпадаем. Заметим и другое. В акте чтения наша мысль прак- Мысль и знаки тически перпендикулярна знаковой поверхности текста; она в нем не заложена, тогда как сознание оказывает выпрямляю­ щее воздействие на глаз, взаимодействующий с полем книги, спрямляя по возможности путь нашего восприятия на всем пространстве от зрачка до поверхности текста. В таком случае практика взаимодействия, исходящая из перспективы острого угла, нас в этом случае устраивает с большим трудом. Если нам приходится читать «косым» зрением, мы миримся с этим толь­ ко на время и как с вынужденной трудностью, с которой не мо­ жем из-за разных причин совладать своими силами, в первую очередь — справиться с ней своим сознанием. Вместе с тем, по­ верхность мы замечаем и помечаем именно «косым» зрением. Стелящаяся и убегающая вдаль поверхность замечается из пер- 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz