Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

ность восприятия мира, помноженная на все возрастающие скорости обмена информацией, являясь, по-видимому, отно­ сительно удачным средством пребывания человека «в» сущем, обеспечивает скольжение сознания по поверхности мира, не позволяя ему соотноситься с его глубиной. Столкновение с по­ следней обретается в интервале созерцания, в «теоретической» (от -frecopia) паузе, являющейся «перебивом» осознаваемой, но не всегда обдумываемой активности и перпендикуляром по от­ ношению к ней, чего в практике скоростного скольжения по поверхности жизни осуществить не удается. Изымая себя из перебора содержаний поверхности, человек занимает по отно­ шению к ним позицию внешнего наблюдателя. Причем, и это надо подчеркнуть особо, эта позиция не является физическим (природным) образованием: ведь, будучи существом физичес­ ким, я не могу занять место вне себя и попасть во время вне се­ бя. Здесь мне не помогут никакие ухищрения, даже клонирова­ ние. Таким образом, место и время созерцания определяются не локально и хронологически, а топологически. Феномен книги: В этом смысле книга оказывается уникаль- попадание вглубь себя ным средством «бросания» и «вбрасывания» человека на глубину. Таким «забрасыванием» человека в глуби­ ну себя, как и в глубину мира, осуществляется проблематиза- ция его пребывания в сущем14. Речь, конечно, идет о внутрен­ нем пространстве и времени книги, а не о ее физике. В физиче­ ском отношении, т. е. взятая нами вне акта чтения, благодаря которому мы попадаем внутрь нее, любая книга есть только пылесборник. Причем текст книги в отличие от всех других текстов, производимых аудио, визуальными и виртуальными полями современной культуры, соразмерен телу и языку чело­ века. Скорость чтения определяется самим человеком и, что не менее важно, не связана с необходимостью в тех или иных тех- 14 Нами уже отмечалась связь слова «проблема» с актом «бросания», шире говоря, с действием и деятельностью, связанной с «броском», а также с таким признаком жизни как «бросовость». «Проблема», т. е. греческое л;рорХгща, значит «все брошенное вперед», «постав­ ленное впереди»: оно — от npo-(3aX .A.co («бросать или кидать вперед»). См.: Сергеев А. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидно­ го). С. 38, 39—51, 52—53 и др. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz