Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
по сути дела, вмещение мысли в состоявшееся мышление спо собно обернуться измышлением. Мышление: глобальное Позитивной стороной провинциальности и провинциальное и малости мысли, вероятно, можно считать достигаемую — за счет этого — свободу, связанную с неучасти ем в делах существования и с выключением из игр по его пре образованию, которые в конечном счете принимают перма нентный, тотальный и глобальный характер. Можно даже допустить не только саму возможность как для человека, так и для отдельных народов быть провинциальным, но и вероят ность культивирования этой установки, направленной на поиск места и времени вблизи себя. Вопрос о б истине Кажется, правомерно будет связать все вышеиз ложенное с пониманием существа истины. С позиций поверх ности истина всецело является достоянием человека: ее имеют и ею обладают. Взятая сама по себе, т. е. вне человека, она пред стает в лучшем случае чем-то эфемерным. Истина есть от ношение, связывающее субъекта с вычленяемыми и удостове ряемыми им объектами ; отношение, которое предстает то адек ватностью, то согласованностью, то правильностью, или еще чем-то в этом роде. Напротив, с позиций глубины истины можно только коснуться, но ни в коем случае не обладать. И так как встреча с истиной оборачивается для человека его принципиальным изменением, то она может и не доставить никакого удовольствия. «Истина появляется как нечто такое, что отнимает у нас мир», — замечает Мамардашвили12. В дру гом месте он поясняет свою мысль так: «Истина не сложится добавлением одного элемента к другому... Истина не знает сте пеней... Она вся только сейчас»13. Значит, истина, восходящая из глубины, способна настолько ранить наше существо, что на ша было успокоившаяся и уверенная в себе душа вдруг начина ет кровоточить и саднить. Как все подлинное и серьезное, исти на заставляет человека напрягаться и не довольствоваться тем, кем или чем он был до встречи с нею. Связь с бытием Добавим и от себя: сама необходимость для и забвение бытия современного человека иметь под рукой различ- 12 Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. С. 122. 13Там же. С. 154. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz