Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
более «плавном» и «легком» скольжении по поверхности плен ки. Смысл кадрового монтажа состоял в уничтожении препят ствий между кадрами и в техническом обеспечении их перете кания друг в друга. Напротив, когда другие виды искусства, ощущая на себе многогранное влияние кино и поддаваясь вво димым им стереотипам, все больше стали соответствовать по верхностному строю современной культуры, а кино вытеснило или «выдавило» на периферию культуры все иные, за редким исключением способы взаимоотношения человека с глубиной себя, стали заметны существенные перемены в самом кинема тографе. Проблематичность присутствия человека в себе, свя занная с утратой им своей глубины, заставляя кинематографи стов заняться поисками нутра человеческого существования, привела их к «грубой» сшивке кадров и резкому повышению роли монтажа, связанному с практически постоянным изме нением направления взгляда смотрящего. Таким, сознательно выстроенным и организуемым хаосом видения в сознании зрителя формируется симуляция пребывания на глубине. В ре зультате от заметной глазу и «подцепляющей» его сшивки кад ров не только не отказываются, но и сознательно ее практи куют. Особенно преуспевают в этом отношении клипмейке- ры, продукция которых сегодня напрямую воздействует и на само кино. Классическое Скажем и о другом. Симптоматично, что неклас- и неклассическое СИЧНОсть связывается с коренным пересмотром существа человека, обретенного в классике, когда склоннос ти его, т. е. способности, демонстрирующие его склоненностъ и припадание к природе , в каких бы формах они не соверша лись, расценивались принципиально негативно. Возможность человека быть субъектом собственных действий ставила крест не только на таких устремлениях, но даже на способности скло нения его перед Богом. Неклассические ориентации, устраняя саму перспективу пронизывания поверхности горизонтали вертикалью глубины, оставляют человека один на один именно с поверхностью и обрекают его на иллюзорное существование в деле поиска новых и новых скоростей перемещения по ней. Разумеется, о способности человека склониться и поклониться кому-либо или чему-либо в таком онтологическом контексте 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz