Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

несмотря на потребность, а именно она лежит в основании на­ ших действий по организации «разговора по душам», с собою мы связаться не можем. Наша индивидуальность при встрече с водкой не находит для себя ни места, ни времени даже несмо­ тря на присущий водке шлейф обаяния, связанный с возмож­ ностью ввержения нас в поверхностное измерение своего сущест­ вования. Пьянея, мы получаем специфическую возможность вмещения себя в иные , более значимые, чем свои , тела и души. Получаем возможность примкнуть к другим телам и душам — возможность слиться с ними и вписаться в них вплоть до утра­ ты самих себя. Вероятно, поэтому непременными вариациями русских «разговоров по душам» становятся разговоры об иных индивидуальных и коллективных телах, вплоть до тела — пространства России. Еще совсем недавно одной из привлекав­ ших внимание тем в таких разговорах были рассуждения об уменьшении пространства — тела СССР, соотносимые чуть ли не каждым со своим личным телом. Также важным продле­ нием таких встреч являются рассуждения о «русской» душе в сравнении с душами других народов, правда, если они (эти души) самими участниками такого разговора допускаются к при­ сутствию, что случается далеко не всегда. Отметим, что если водку, собственно «русское» изобрете­ ние, можно уподобить демократическому началу, то вино или коньяк, пришедшие и приходящие сегодня в отечественное пространство извне, скорее, можно отождествить с аристокра­ тизмом. Их, в отличие от водки, употребляют для пребывания в себе. Насколько удается понять, «иноземные» спиртные на­ питки функционируют в качестве средств индивидуализации и обособления одного внутреннего мира от другого внутри единого социального измерения, пронизываемого многими то­ ками и артикуляциями. Водка не выполняет и не может выпол­ нять таких функций. Можно сказать, что она оказывает этому онтологическое сопротивление11. Типическое В результате, размышляя о феномене водки и индивидуальное и специфичности его для России, мы не можем 11 Автором этих строк совместно со своим другом, Русланом Анато­ льевичем Лошаковым, по прибытию последнего на Родину из Франции после длительного отсутствия, в процессе «разговора по 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz