Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

Обратимся еще К одному, традиционно- Натиск внутреннего мира му в своей приемлемости отечественному способу отказа от индивидуальности. Речь идет о таком феномене, как водка. Не беря в расчет все иные причины, по которым человек к ней прибегает, заметим только, что важным моментом обращения к водке становится именно натиск внутреннего мира, что пред­ полагает в дальнейшем целую цепь взаимосвязанных событий, одним из которых является знакомый каждому россиянину «разговор по душам». И стоит согласиться, что в условиях от­ сутствия цивилизованных форм артикуляции душевной жизни в России такое средство проявления внутреннего мира и протекания душевной жизни нельзя сбрасывать со счетов, несмотря даже на ряд экстравагантных последствий, ибо реа­ лизация индивидуального начала все-таки осуществляется. В какой-то мере мысль о том, что, может быть, мы в России еще живы, только потому, что пьем, имеет под собой основание. Более того, надо признать и то, что водка выполняет в россий­ ском обществе роль своеобразного тока, посредством которого отдельные социальные слои и группы могут соприкасаться друг с другом, т. е. роль фактора демократизации. Однако задумаемся, на чем основывает- Демократизм поверхности ся такая демократия? И признаем: на демократизме, прису­ щем поверхности. Феномен водки позволяет внутренним ми­ рам разных людей прикасаться друг к другу. В основе таких «контактов» лежат именно касание и соприкосновение. Таковы все телесные касания, на обмен которыми мы идем в эйфории действия водки, тщетно пытаясь выразить ими, т. е. их совер­ шением, свою душевную жизнь. Более того, целый спектр этих телесных касаний в «русском» пространстве претендует даже на особую символичность. Но еще более интересно обращение к соприкосновению поверхностей наших душ, осуществляемое во время «разговора по душам», когда и где мы, вероятно, стре­ мимся снять с себя груз внутреннего неудовлетворения, но чего не происходит и произойти не может. Задумаемся и о том, как в этом случае Феномены водки выражает себя наше индивидуальное и «разговора по душам»: начало, а также личность, носителем сРе(>ст^а избавления от себя которой является наша индивидуальность? В водочном забве­ нии мы идем на коммуникацию с кем угодно, кроме самих себя; 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz