Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Стоит добавить, ЧТО В истории ЯВНО прослежи- Тексты мышления вается противостояние двух тенденций в пост- и тексты сознания: роении философских текстов, когда тексты зазор между v , экзистенциеи мышления не могут, как бы кто ни пытался, и рефлексией стать продолжением и развитием текстового измерения сознания , выражаемого в построении систем, кон цепций и доктрин, характерных для традиционной новоевро пейской философии. Если последние всегда нечто сообщают или о чем-то информируют, то первые становятся специфи ческими топосами попадания мыслящего в себя, сообщение о чем ничего никому не дает и дать не в состоянии, ведь они — только измерение приобщения человека к себе и несут поэтому сильнейший субъективный отпечаток. «Выпрямление» и «спрям ление» жизни сознанием могло восприниматься в качестве «нехватки» жизни и как «недостаток» бытия, когда сознание представало даже фактором ничтожения жизни, накладываю щим на нее мощное ограничение. В частности, таковая или близкая к этому трактовка характерна для представителей «философии жизни» и экзистенциально-ориентированных философов. Видимо, правомерно будет отнестись к текстам мышления как к «образованиям» души, т. е. воспринимать их в качестве отложений душевной жизни в знаковой ткани текста. Однако тогда все разговоры о «ночном» сознании, так популярные в современной околонаучной среде, в контексте сказанного не могут иметь под собой серьезных оснований. Ночью нет ни какого сознания: здесь человек уступает себя чувствам, когда вся его «территория» занимается именно ими. И если говорить о сознании, то интересен переход от него и к нему, т. е. некая зона сумеречности, когда содержание осознаваемого затеняется так, что есть шанс из него (содержания) выпасть и, выпав, по пасть в принцип и закон его совершения. Такими сумеречными состояниями правомерно будет считать переход от сознания к мышлению, который совершается столь стремительно и не ожиданно, что способен застать человека врасплох. По отноше нию к событию мысли человек, видимо, всегда уже опаздывает. Опаздывает так, что из сознания вывести мысль не удается. Можно только констатировать, что мысли еще нет или что она уже есть. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz