Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
сущего, совершаемое в «теории» или «созерцании», придает смысл его существованию. Человек занимает особое положе ние в сущем потому, что обладает способностью собирать по средством i^ewpia его (сущего) смысл: именно такое «собира ние» смысла сущего позволяет человеку выстаивать, будучи втянутым в испытание разным. Напротив, если рассматри вать позицию Хайдеггера вне онтологической связанности че ловека с сущим и понимать теорию исключительно как момент практики, о недопустимости чего говорил сам Хайдеггер, то разговоры о близости его философии к нацизму обретают почву, становясь уже целой «темой» для ряда современных философов10. Уникальность созерцания Итак, основная мысль хайдеггеров- ской «ректорской» речи состояла в том, что в установлении плацдарма в развитии сущим себя и понимании его единства человек способен создавать такой специфический феномен, как Фешркх, т. е. созерцание или теорию. Университет напрямую наследует в своей деятельности присущую человеку (как и на роду) и раскрывающуюся в ftecopia способность видеть и по нимать целостность сущего, как и способность человека (как и народа) быть собой, взаимодействуя с этим «целым». Рассма тривая теорию в параметрах практики, мы никогда не сможем понять ее смысл, заключающийся в действии выставления пе ред нашим взором целостности сущего и нашей «встроеннос- ти» как в само сущее, так и в его целостность. В этом случае мы будем всегда склонны воспринимать теорию только «сквозь очки» отдельного и частного. Индивидуальность Возвращаясь к анализу глубины и поверх- глубины и общедоступ- Ности, констатируем, что если глубина у каж- ность поверхности ДОг 0 своя, то поверхность у всех общая. Если обретение глубины имеет личностный характер, то поверх ность и существование на ней намеренно безличны. Если глу- 10 Литература по этому «поводу», позволяющая справиться с теорети ческой составляющей наследия Хайдеггера, как и любая «литерату ра» подобного рода, достаточна обширна. Еще бы, ведь она одним махом может позволить свалить такую величину, как Хайдеггер. Не касаясь наиболее резких выпадов против Хайдеггера и его твор чества, укажем только на взвешенные и далекие от экзальтации 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz