Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

да7. ©ewpia понимается им силой, объемлющей все сущее в це­ лом и позволяющей человеку отнестись к нему как к целостно­ сти и единству, когда, отвечая на напор сущего, человек спосо­ бен собрать в себе его (сущего) энергию. Внимание акцентиру­ ется на том, что в созерцании целостности сущего у человека или нации появляются отвага и мужество, связанные с необ­ ходимостью соответствовать целому. Так, считал Хайдеггер, рождается дух как способность человека или народа изведать «решимость к сущности бытия»8, а претворение этой способ­ ности в жизнь напрямую соотносится философом с трудом, в том числе и с трудом человека или народа по соответствию своему настрою. Теория выступает феноменом, указываю- Феномен университета: щим путь, по которому движется сущее ориентация и где оно, раскрывая себя как целое, посто- на цел ю н о с т ь сущего янно старается это скрыть. С точки зрения Хайдеггера, греки не стремились развивать теорию ради нее самой, но также и не апеллировали к практике как к способу (и времени) реализации теории. Именно с акцентированием внимания на способности «теории» объять собой ускользающее в своем развитии и нерав­ ное себе сущее, т. е. способности ее схватить целостность суще­ го, благодаря чему у человека появляется возможность выстаи­ вать под напором сущего и сохранять себя, Хайдеггер связыва­ ет смысл существования феномена университета9. Таким образом, если рассматривать университет с позиций противопоставления целостности сущего, с одной стороны, и его содержательного наполнения разным, с другой стороны, то о «нацизме» самого Хайдеггера говорить не приходится. Речь тогда может идти о том, что пребывание человека посреди 7 См.: Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета //Хай­ деггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 222—231. Наряду с переводом «ректорской речи» А. В. Михайлова стоит обра­ тить внимание также на ее перевод Ф. С. Уманским. См.: Хайдег­ гер М. Самоутверждение немецкого университета //Бурдье П. Поли­ тическая онтология Мартина Хайдеггера. М., 2003. С. 246—255. 8 Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдег­ гер М. Работы и размышления разных лет. С. 226. 9 Там же. С. 222—231. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz