Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
на что мы способны, так это прикоснуться к смыслу посредст вом мысли, тогда как преподать смысл — даже посредством мысли, не говоря уже о чувстве или воле, — мы не в состоянии. Сталкиваясь с безграничностью поверхности, мы обрекаем се бя на постоянную взгонку скоростей протекания мыслей и ин тенсификацию чувств, когда воля все больше тратится на унич тожение препятствий в деле нашего скольжения по поверхности, но не на остановку и возможность попадания в себя. Тем са мым мы не только ослабеваем в мысли, чувстве и воле, мы спо собны даже отказываться от них, ибо они начинают осозна ваться в качестве чего-то незначимого и незначительного, как препятствие и помеха на пути нашего скоростного скольжения по поверхности. В контексте нашего размышления привлечем вни- Феномен любви мание к феномену любви. Любая человеческая близость связа на с уменьшением зависимости от восприятия мира, общего для всех, вплоть до сведения его на «нет». Любящие пребывают на глубине себя и своего мира, которая непонятна для окружа ющих, что сопровождается оформлением чрезвычайно специ фического языкового пространства, приемлемого только для тех, кого оно связывает. Таков, например, язык влюбленных, да и вообще симпатизирующих друг другу людей. Узы дружеской и любовной связи — обратная сторона работы языка, предель но отстраненного от мирового слова: без него нет ни любви, ни дружбы. Это ясно выразила X. Арендт, ученица Хайдегге ра, продумывающая вслед за ним тему мира, которая — под влиянием вспыхнувшей любви к нему как к мыслителю и муж чине — теперь воспринималась ею именно в контексте связи с темой любви. Так, она пишет: «В страсти, с какой любовь схва тывает лишь кто другого человека, то срединное пространство мира, через которое мы и связаны с другими и одновременно от них отделены, словно расплавляется в огне. Любящих отде ляет от человеческого мира их безмирность, мир между любя щими сгорел»5. Чуть далее Арендт констатирует: «Любовь по своему существу не только безмирна, но и разрушительна для мира...»6. Любовь, таким образом, оказывается чрезвычайно 5 Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000. С. 321. 6Там же. С. 322. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz