Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.
Феномен мышления Понятно, что мысль, посредством которой и феномен сознания мы сталкиваемся с собой незнакомым, — аль тернативна мысли, благодаря которой мы сохраняем тождест во с собой, с тем, кто себе уже понятен, принят и приятен. В данном случае речь идет не только и не столько о логических законах мышления, выражаемых законом противоречия и за коном тождества, сколько о разных феноменах нашей жизни. И тогда, разводя и обособляя их друг от друга, можно говорить о феномене мышления и феномене сознания. Подразумевается, что мышление как способность приобщения человека к своему (в себе) присутствию принципиально связано с нарушением и изменением всех логических способов и средств идентифика ции человеком себя в параметрах существования, тогда как со знание, напротив, и есть апелляция нас к своему существова нию, а не к себе. Сознание, скорее, скрывает человека от себя. В сознательной деятельности предполагается, что человек уже есть (состоялся), а на основе такой его «состоятельности» осуществляется дея тельность по вынесению ее вовне. Деятельность эта может описываться в терминах «предприятия», «капитала» и «диви дендов»: определившись, человек действует на основе своей со стоятельности и приумножает себя в своем существовании. Посредством мышления человек открывает себя, всегда неожи данного , а потому пугающего, страшащего и, как следствие, да лекого от приятности. Причем совершается это за счет утраты тождества с собой: наиболее близкое, т. е. ты сам, всегда наибо лее странное. И, втягиваясь в мышление, никаких барышей не получишь: какая «прибыль» от подрыва своих устоев и раз рушения своего тождества? Да и тексты, фиксирующие ткань не сознания, а мышления, воспринимаются в качестве образо ваний, трансформирующих и деформирующих осознанные значения. В параметрах таких текстов, текстов мышления с ус тоявшимися значениями и смыслами, непременно происходит что-то непонятное и странное: они как бы провисают, норовят съежиться и свернуться, перерождаясь в нечто другое. И если текстами сознания осуществляется предприятие по производ ству человека существования, то тексты мышления можно уподобить лаборатории, где человек путем некоторых про цедурных решений оказывается способен попадать в себя. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz