Сергеев, А. М. На пути к себе : (метафизические размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2004. - 260, [1] с.

стившееся в существование и сросшееся с ним, теперь надле­ жит избавляться. Ведь мысль — это потенциальная угроза для расположившегося на поверхности жизни существа человека. И не приходится сомневаться, что мысли не остается ничего другого, как уйти в этом случае на неприступную глубину. Вот тогда-то мышление и осмысление вещей (феноменов), позво­ ляющие человеку соприкоснуться с целостностью мира и его глубиной, сменяются рассуждениями о предметах (объектах), которые для своего существования нуждаются в анализирую­ щей, контролирующей и исчисляющей их инстанции, коей и является инстанция субъекта. Феноменология со времен Гуссерля напо- Феноменология минает нам о том, что помимо предметов, как переоткрытие темы мира в философии которые порождаются учреждающей дея- у т т тельностью нашего отношения к миру и которые поэтому не могут существовать без нее, есть еще и вещи, конституирую­ щие наше отношение к миру. Собственно, человеческую жизнь можно уподобить деятельности переведения бытия в разряд существующего, ибо, действуя, человек исходит из своего к бы­ тию отношения, реализующегося в понимании мира, и своего в нем присутствия, однако такой «исход» может остаться не­ продуманным. Это и вынуждает человека сталкиваться со сво­ ей онтологической «промежуточностью» и совершать специ­ фические процедуры разворота от существующего к сущему. В этом контексте мы, возможно, поймем высказывание Мамар- дашвили о том, что феноменология есть неизменный спут­ ник философии на всем протяжении ее развития4, а значит, будем способны обратить внимание на необходимость совер­ шения таких принципиально неаналитических актов мышле- 4См.: Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. С. 100—106. Здесь, пожалуй, стоит добавить, что феноменологический метод яв­ ляется достоянием не только философов. Можно говорить о фено­ менологических операциях в разных видах искусства, когда сосре­ доточение внимания художника на частном и случайном с точки зрения типической является залогом описания внутреннего мира какого-нибудь персонажа, его настроения и времени. На наш взгляд, примером уникального и емкого феноменологического описания в литературе являются «Записки Мальте Лауридса Бригге» Р. М. Риль­ ке, а в кино — «Зеркало» А. А. Тарковского. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz